logo
Планы семинарских занятий (2)

Тема 5. Эволюция пушкинской драматургии. Маленькая трагедия «Каменный гость»

  1. Источник сюжета. Предшественники Пушкина в его художественной разработке. Почему герой у Пушкина назван Дон Гуаном, а не Дон Жуаном?

  2. Мотивы возвращения Дон Гуана в Мадрид.

  3. О каких женщинах вспоминает Дон Гуан? Чем они привлекают его и как он к ним относится?

  4. Характер Лауры. Чем ее привлекает Дон Гуан?

  5. Зачем Пушкин, вопреки легенде, наделяет героя поэтическим даром?

  6. Почему Дон Гуан начинает ухаживания за Доной Анной? Его слова, обращенные к ней, это уловка опытного обольстителя или – выражение искреннего чувства?

  7. Характер Доны Анны. Почему она принимает ухаживания Дон Гуана?

  8. Зачем Дон Гуан открывает ей свое настоящее имя? (Сравните с Самозванцем).

  9. Мотив приглашения статуи Командора. Зачем Пушкин отступает от традиционного сюжета, вводя мотив, усугубляющий вину Дон Гуана?

  10. В чем исток трагедии Дон Гуана (в традиционном сюжете; в произведении Пушкина)?

  11. Авторская оценка Дон Гуана и способы ее выражения. Поведение Дон Гуана перед смертью.

  12. Художественная функция Лепорелло.

  13. Национальный характер в трагедии.

  14. Специфика жанра маленькой трагедии. Эстетика пушкинского театра.

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – М., 1981; 2). Бонди С. О Пушкине. – М., 1983; 3). Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957; 4). Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. – Л., 1974.

Контрольные вопросы:

1. Почему Пушкин «убивает» своего героя, хотя вполне мог бы закончить трагедию торжеством Дон Гуана?

2. Почему в трагедии говорится еще о двух женщинах Дон Гуана – Инезе и Лауре?