Тема 4.Новаторство а.С. Пушкина-драматурга. Трагедия «Борис Годунов»
Жанровое своеобразие трагедии с точки зрения канонов классицизма.
Система персонажей. Место народа в ней.
Характер изображения народа в трагедии.
Образ самозванца.
Суть ведущего конфликта. Почему со смертью Бориса Годунова не завершается действие?
Объясните название трагедии.
Определите важнейшие (с точки зрения развития действия) сцены трагедии.
Какую художественную функцию выполняет сцена «Ночь. Сад. Фонтан»?
Роль последней сцены в раскрытии авторского замысла. Значение приема «кольцевого обрамления».
Идея произведения. Как пушкинский идейный замысел повлиял на жанровую природу произведения?
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Бонди С. О Пушкине. – М., 1983; 3). Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». – Л., 1969; 4). Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
Контрольные вопросы:
1. Победители и побежденные в трагедии.
2. Суть исторического процесса в понимании А.С. Пушкина.
- Практические занятия по курсу «История русской литературы
- 1800–1830-Х годов»
- Тема 1. Художественное своеобразие баллад в.А. Жуковского («Людмила», «Светлана»)
- Тема 2. Комедия а.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Тема 3. Эволюция пушкинского романтизма. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
- Тема 4.Новаторство а.С. Пушкина-драматурга. Трагедия «Борис Годунов»
- Тема 5. Эволюция пушкинской драматургии. Маленькая трагедия «Каменный гость»
- Тема 6. Стихи и проза: роман в стихах а.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Тема 7. Проза а.С. Пушкина. «Повести Белкина»
- Тема 8. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»
- Тема 9. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова
- Тема 10. Проза м.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»
- Тема 11. Драматургия н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
- Тема 12. «Общественная комедия» н.В. Гоголя «Ревизор»
- Тема 13. Поэма н.В. Гоголя «Мертвые души»