Тема 8. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»
История создания драмы.
Система персонажей. Специфика образа Арбенина. Отношения Арбенина со светом.
Природа конфликта и основные этапы развития действия.
Особенности постановки проблемы добра и зла в драме «Маскарад». Идейный итог произведения в его первоначальном варианте.
Сюжетная функция Неизвестного.
Проблема романтического демонизма в драме.
Истоки трагедии Арбенина. Мотивы его преступления. Сравните с Алеко.
Смысл названия драмы.
Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. – Л., 1981; 2). Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М., 1987; 3). Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин: проблемы преемственного развития литературы. – Л., 1987.
Контрольные вопросы:
1. Идейно-художественная функция мотива карточной игры в драме. Сравните с «Пиковой дамой» Пушкина.
2. Проблема художественного метода.
- Практические занятия по курсу «История русской литературы
- 1800–1830-Х годов»
- Тема 1. Художественное своеобразие баллад в.А. Жуковского («Людмила», «Светлана»)
- Тема 2. Комедия а.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Тема 3. Эволюция пушкинского романтизма. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы»
- Тема 4.Новаторство а.С. Пушкина-драматурга. Трагедия «Борис Годунов»
- Тема 5. Эволюция пушкинской драматургии. Маленькая трагедия «Каменный гость»
- Тема 6. Стихи и проза: роман в стихах а.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Тема 7. Проза а.С. Пушкина. «Повести Белкина»
- Тема 8. Драматургия м.Ю. Лермонтова. Драма «Маскарад»
- Тема 9. Романтические поэмы м.Ю. Лермонтова
- Тема 10. Проза м.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени»
- Тема 11. Драматургия н.В. Гоголя. Комедия «Женитьба»
- Тема 12. «Общественная комедия» н.В. Гоголя «Ревизор»
- Тема 13. Поэма н.В. Гоголя «Мертвые души»