logo
Планы семинарских занятий (2)

Тема 2. Комедия а.С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. Выделить экспозицию, завязку, кульминацию, развязку комедии.

  2. Охарактеризовать развитие действия комедии. Объяснить «перебивку» темпа в развитии действия. В каких сценах темп особенно высок и почему?

  3. Две ведущие сюжетные коллизии комедии. Чем обусловлена необходимость каждой из них? Показать их развитие и взаимодействие.

  4. Система персонажей. Основные принципы «расстановки сил».

  5. Каково участие героев в каждой из сюжетных коллизий?

  6. Причины складывания и противостояния Чацкому московской, фамусовской «партии». Можно ли говорить о двух лагерях в комедии?

  7. Смысл финальной сцены. Кто терпит «горе от ума»? К какому итогу приходят в финале комедии носители разных типов ума (Чацкий, Фамусов, Софья, Молчалин)? Какой тип ума торжествует?

  8. Идея произведения.

Литература: 1). История русской литературы: в 4 т. – Т. 2. Л., 1981; 2). А.С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиция. – Л., 1977; 3). Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание); 4). Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М., 1974; 5). Орлов В.Н. А.С. Грибоедов. – Л., 1967; 6). Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971; 7). Фомичев С.А. Комедия «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли назвать комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» просветительской?

2. Можно ли назвать Чацкого романтическим героем?