logo
К экзамену по литературе( 14- 52)

30. Проблемы реализма на современном этапе: «шокинг – проза» Каледина.

Как следствие теоретической неаутентичности в современной литературоведческой науке для обозначения художественных явлений постмодернистской ориентации возникает масса параллельных названий: 1. На уровне определения места в цепи преемственных культур:постлитература, металитература, поставангард, трансавангард, маргинальная культура, альтернативное искусство; 2. На уровне оценки роли, которую играет это искусство в жизни общества, человека, с точки зрения социальной значимости, психологичности:контркультура, андеграунд, брутальная литература, литература эпатажа, литература в минусовой системе координат, шокинг-проза; 3. На уровне определения новаторства содержания: литература новой волны, «другая» литература; 4. На уровне определения новаторства метода, жанра, художественной формы и приемов, формалистического эксперимента и эстетического поиска:неоавангард, неоманьеризм, необарокко, неомодернизм, неонатурализм, неореализм, искусство в стиле псевдо-дзен (форма без содержания). Ряд исследователей в попытке определить направление современного поиска и испытывая нехватку терминов, используют параллельные и даже конкурирующие термины (иногда на манер оксюморона): Ромэн Лотар - «модерн после постмодерна», Эдвард Фрай - «новый модерн», «протомодерн» и т. д. О.Ванштейн в своей работе ссылается на типы постмодернизма, выделенные как рабочая гипотеза в научной группе, возглавляемой Х.Бертенсом и Д.Феккема. 1. Первый тип опирается на традиции авангарда, причем политический демократизм авангарда и непосредственная ориентация на «сырую реальность» противопоставляются в постмодернизме этого типа высоколобому, элитарному, политически консервативному модернизму. 2. Второй тип связан с деконструктивистской философией Ж.Деррида. Литературные произведения этого уровня отличаются многослойностью построения, интертекстуальной насыщенностью, широким культурологическим контекстом, намеренной фрагментарностью. 3. Третий тип выделяется условно, поскольку речь идет о коммерческих модификациях любых видов поэтики, стирании граней между высокой и массовой культурой. 4. Четвертый тип затрагивает больше социологические и психологические аспекты, нежели литературные. Это общая атмосфера эпохи, настроения конца века, реакция на типовой конформизм западной цивилизации .

Так, например, одно из направлений в литературе постсоветского периода, имеющее общую природу, одновременно называют «чернухой», натурализмом, физиологической прозой (А.Генис), «"дагерротипной" литературой, "бытовым реализмом», «шокинг-прозой с установкой на брутальность» (М.Золотоносов), метафизическим сентиментализмом (Н.Иванова), магнитофонным реализмом (М.Строева), эсхатологической, апокалипсической прозой (Е.Тоддес) и т.д. Ни одно из этих обозначений не дает возможности в полной мере определить природу творчества таких разных писателей, схожих разве только по своему мироощущению, но не по методу и творческой манере, как С.Каледин, Г.Головин, Н.Садур, Е.Садур, Ю.Кисина, Н.Коляда, Вен. Ерофеев, Ф.Горенштейн, М.Кура­ев и т. д. Общее начало проявляется только в том, что за внешним бытописательством, натуралистическим анализом действительности, вниманием к человеческой физиологии, утрированием межличностных отношений, использованием приема искажения реальности, гиперболизации пороков мира и т.д. ощущается общее начало, проявляющееся часто в тщетной попытке художника проникнуть в тайну человеческого существования, которая измеряется более высокими категориями духа, а не материи.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4