39. Революция в литературе 20 века
Войны и революции во многом повлияли на развитие художественных форм в XX веке; в первую очередь они политизировали искусство в целом и литературу как часть его. Жан Ко кто писал в связи с премьерой пьесы Аполлинера "Груди Тирезия", состоявшейся в 1917 году: "Они (те годы.- И. Ш.) походили на бомбу, до отказа начиненную взрывчаткой. В ту эпоху литература сделалась политикой". А. Барбюс, как бы уточняя эту характеристику поэта-сюрреалиста, отмечал, что действительность была революционной. Эстетическое влияние русской революции на мировое искусство и культуру проявилось в принявшем широкий диапазон распространении идей классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Некоторые из художников, кто настороженно отнесся к большевистским методам и не принимал насилие, такие, как Ромен Роллан, приветствовали революцию как надежду на социальную справедливость, наконец, как выход из тупика, в котором оказалась художественная мысль к концу прошлого века.
Этот тупик талантливо изображен в романе Томаса Манна "Будденброки", своеобразной "саге конца", где ярко предстало вырождение и умирание старой культуры, основанной на просветительских идеях и романтическом отношении к миру. Вспомним классические романы Джона Голсуорси и Эмиля Золя, красноречиво повествовавшие об исчерпанности морали, идеологии господствовавших государственных систем и отношений.
Революционные идеи давно будоражили культуру, находили отражение в художественной литературе. После победы революции в России они были восприняты рядом художников как выход и повлияли на концепцию человека, мира, культуры, дали жизнь новым литературным теориям, пролетарскому искусству и социалистическому реализму. Не принимать во внимание революционную идеологию и культуру вряд ли правомерно: они стали частью мирового литературного процесса, в них содержатся как определенные положительные установки, так и негативные последствия их реализации. Все это нашло отражение в книгах писателей мира, посвященных Октябрьской революции.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 15. Идейно-художественное своеобразие басен и.А.Крылова
- 16. Романтизм как художественный метод
- 17. Особенности русского романтизма
- 18. Идейно – художественное своеобразие поэзии Жуковского
- 19. Идейно-художественное своеобразие поэм Пушкина и Лермонтова
- 21. Реализм как художественный метод
- 22. Идейно-художественное своеобразие маленьких трагедий Пушкина
- 23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»
- 24. Психология и философия «подпольного человека» Достоевского
- 25 Духовный поиск в философских повестях л.Н. Толстого.
- 27. Социалистический реализм как художественный метод
- 28. М. Горький как основоположник социалистического реализма
- 29. Нравственно-социальная проблематика творчества в.Тендрякова и ю.Трифонова 70-х.
- 30. Проблемы реализма на современном этапе: «шокинг – проза» Каледина.
- 31. Особенности современного литературного процесса
- 32. Идейно-художественное своеобразие символизма
- 33. Идейно-художественное своеобразие акмеизма
- 35. Орнаментальная проза 20- х 20 века
- 37. Своеобразие русских романов Набокова
- 38. В помощь – по Довлатову
- 39. Революция в литературе 20 века
- 40 Построение социализма в прозе Платонова
- 45. Солженицын и Шаламов