logo
К экзамену по литературе( 14- 52)

19. Идейно-художественное своеобразие поэм Пушкина и Лермонтова

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важнейшей в творчестве поэта теме свободы. Название поэмы в переводе с грузинского имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной природой, гордыми характерами горцев легло в основу поэмы. Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме был французский афоризм: «On n’a qu’une seul patrie» («Родина бывает только одна»), отражающий стремление главного героя вернуться домой из плена. Лермонтов заменил французский эпиграф отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», что означает «Я отведал  ... немного меду; и вот, я должен умереть» (1 книга Царств, 14:43). Второй эпиграф отражал смысл поэмы более широко: не только как стремление героя вернуться домой, но и как желание свободы, за которую приходится платить жизнью. Сюжет произведения несложен: пленного маленького горца оставили в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как вдруг сбежал и был найден на третий день умирающим. Интересно, что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже попавшим ребенком в монастырь не по своей воле, но с годами смирившимся с судьбой. Композиция поэмы помогает нам понять авторский замысел. Произведение состоит из 26 глав: первые две представляют собой вступление, а остальные — исповедь умирающего Мцыри, в который он рассказывает о трех днях свободы. Нетрудно догадаться, что именно эти вольные дни и были настоящей жизнью героя, ради них он готов умереть. 

Своеобразие поэм Пушкина определяется такими важными категориями, как романтический герой, романтический протест, романтическое чувство и романтическая трагедия.

20. Основные мотивы лирики Тютчева

1. Человек на краю бездны

2. Мотив тайны (столкновение мира души и мира космоса)

3. Мотив интуиции

4. Мотив катастрофы

5. Мотив молчания

6. Столкновение ночи и дня

7. Тема самопостижения

8. Природа- это «действующее лицо», начало, которое находится в движении.

9. Тема одиночества

10. Любовь, это для Тютчева, драма или трагедия, она разрушает душу.

Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.      Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, “юг блаженный” — “северу роковому”.      Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.      Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблекнул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.      Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:     Не то, что мните вы, природа:       Не слепок, не бездушный лик —      В ней есть душа, в ней есть свобода,       В ней есть любовь, в ней есть язык...     Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:     Как весел грохот летних бурь,      Когда, взметая прах летучий,      Гроза, нахлынувшая тучей,      Смутит небесную лазурь.      И опрометчиво-бездумно      Вдруг на дубраву набежит,      И вся дубрава задрожит      Широколиственно и шумно...     Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.      Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:      Невозмутимый строй во всем;      Созвучье полное в природе, —      Лишь в нашей призрачной свободе      Разлад мы с нею создаем.     “Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:     Нет, моего к тебе пристрастия      Я скрыть не в силах, мать-земля!     В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.      Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек — всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.      Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:     Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,      Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..     К сожалению,     тревога и труд лишь для смертных сердец...      Для них нет победы, для них есть конец.     Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.      На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.      Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:     Как грустно полусонной тенью,       С изнеможением в кости,       Навстречу солнцу и движенью       За новым племенем брести.     Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, — в “бездну роковую”.      И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:     О, Небо, если бы хоть раз       Сей пламень развился по воле —      И, не томясь, не мучась доле,      Я просиял бы — и погас!     Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.      Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” — это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой — любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.      Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:     О, как убийственно мы любим,       Как в буйной слепоте страстей      Мы то всего вернее губим,      Что сердцу нашему милей!     Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту — тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:     Среди громов, среди огней,      Среди клокочущих страстей,      В стихийном пламенном раздоре,      Она с небес слетает к нам —      Небесная к земным сынам,      С лазурной ясностью во взоре —      И на бунтующее море      Льет примирительный елей.     Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:     Муза, правду соблюдая,      Глядит, и на весах у ней      Вот эта книга небольшая,      Томов премногих тяжелей.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4