25 Духовный поиск в философских повестях л.Н. Толстого.
Ни одному из выдающихся русских писателей судьба не подарила такой долгой жизни, какую прожил Лев Николаевич Толстой. Он родился через три года после восстания декабристов, когда в России все еще царило крепостничество, а умер за семь лет до революции 1917 года. За шестьдесят лет неустанного труда Толстой Л. Н. создал огромное литературное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьес, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно- критических статей, написал тысячи писем, томы дневников. Целая эпоха русской жизни отразилась на страницах книг Толстого. Творчество Льва Николаевича знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли. Во времена Толстого в мире происходили глобальные изменения в жизни общества, в науке, в искусстве. Соответственно, процессы, происходившие в тех или иных сферах жизни человечества, и их воздействие на окружающий мир требовали в свою очередь осмысления. Многие научные деятели и философы того периода (19 век середина 20 века) запечатлели мысли и рассуждения в своих работах, ставших общемировым достоянием. Они искали истину в решении таких проблем, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, отношения между мужчиной и женщиной, войной и миром, рассовая дискриминация, политическая борьба и т.д.
Известен своими трудами философ Мартин Лютер Кинг (1929-1968) . Наиболее выдающаяся его работа «Паломничество к ненасилию». Его теория ненасилия базируется на нескольких принципах:
Во-первых, ненасильственное сопротивление это не метод для трусов, это сопротивление. Это не пассивное непротивление злу, а активное ненасильственное сопротивление злу.
Вторым основным моментом для характеристики ненасилия является то, что с его помощью не стремятся победить или унизить противника, но пытаются завоевать его дружбу и понимание. Целью является освобождение и примирение.
Третьей характеристикой является то, что атака направлена против сил зла в большей степени, чем против тех людей, которым пришлось творить это зло.
Четвертый пункт это желание принимать страдания без возмездия принимать удары, не отвечая на них.
В-пятых, с помощью этого метода можно избежать не только внешнего физического насилия, но и внутреннего насилия духа.
Шестой основной характеристикой ненасильственного сопротивления служит понимание того, что на стороне справедливости находится весь мир.
Интересно также учение Махатмы Ганди. Он часто говорил, что если считать трусость единственной альтернативой насилию, то лучше противостоять. Он говорил это, будучи уверенным, что всегда существует другая альтернатива : ни один человек, ни группа людей не должны подчиняться никакой несправедливости, не должны они и использовать насилие, чтобы оправдать эту несправедливость.
Наряду с этими научными работами существуют и другие, такие как «Перспективы цивилизации от культа силы к диалогу и согласию» В. страница Степина, «Ненасильственная борьба» Д. Шарпа.
Но в основе всех этих учений лежит теория непротивления злу насилием, основоположником которой стал Лев Толстой.
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни – вопрос, который можно выразить так: есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла: исповедальный – “Исповедь” (1879–1881) , “В чем моя вера?” (1884) ; теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884) , “Царство Божие внутри вас” (1890–1893) , “Закон насилия и закон любви” (1908) ; публицистический – “Не убий” (1900) , “Не могу молчать” (1908) ; художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886) , “Крейцерова соната” (1887–1879) , “Воскресение” (1889–1899) , “Отец Сергий” (1898) .
Перед автором данного реферата была поставлена познавательная цель, а именно глубокое и возможно полное рассмотрение и осмысление теории Толстого Л. Н. непротивления злу насилием.
26. Философия жизни в произведения Чехова
Самое важное на земле не национальная принадлежность, не сословные различия, не богатство и бедность, не род занятий и профессии, а то что мы все люди, а потом уже все остальное.
1886 году пишет письмо своему брату Николаю
«Воспитанные люди должны:
Они уважают человеческую личность
Они сострадательны ко всем
Они уважают чужую собственность
Не лгут
Не унижают себя
Не суетны (без кумиров)
Если имеют талант, то они берегут его и жертвуют для него
Воспитывают в себе эстетику»
Главная мысль – это мысль о духовной свободе человека.
«Писательское кредо – правдиво нарисовать жизнь, и кстати указать, как она откланяется от нормы. Норма мне не известная, как не известная никому из нас. Норма безусловно существует, но она так сложна, так многообразна и неуловима, что было бы крайним самообольщиванием предъявлять ее от лица отдельного человека. (Даже если этот человек Лев Толстой)» Чехов
Есть два понятия, которые не совпадают правда и истина (абсолютная, относительная = правда)
Истина многообразна и многообразны индивидуальные пути к ней. У каждого человека своя правда, и каждого человека, исходя из этой правды надо судить. Но каждая правда имеет право быть. Истина относительная – сумма всех правд.
Особенностью русского национального сознания является подмена истины абсолютной на относительную истину.
Главная мысль – трагедия несостоявшейся человеческой личности.
Путь героя Чехова – это сосредоточенное нравственное усилие. Путь вниз – погружение в быт или путь вверх – к постепенному, непрерывному изменению себя и мира вокруг.
Автор у Чехова – это не учитель жизни, не мудрец, не пророк, который знает истину и ведет за собой – он соискатель. Он ставит их рядом с собой.
Для Чехова обыкновенное событие это есть форма проявления бытия. Чехов тот кто убивает иллюзии. Для русского сказать не значит сделать. Для Чехова надежный ориентир в поисках жизненного пути – это природа – это самостоятельная стихия, существующая по своим особым законам красоты, гармонии, свободы. Она может быть жестокой, но она справедлива.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 15. Идейно-художественное своеобразие басен и.А.Крылова
- 16. Романтизм как художественный метод
- 17. Особенности русского романтизма
- 18. Идейно – художественное своеобразие поэзии Жуковского
- 19. Идейно-художественное своеобразие поэм Пушкина и Лермонтова
- 21. Реализм как художественный метод
- 22. Идейно-художественное своеобразие маленьких трагедий Пушкина
- 23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»
- 24. Психология и философия «подпольного человека» Достоевского
- 25 Духовный поиск в философских повестях л.Н. Толстого.
- 27. Социалистический реализм как художественный метод
- 28. М. Горький как основоположник социалистического реализма
- 29. Нравственно-социальная проблематика творчества в.Тендрякова и ю.Трифонова 70-х.
- 30. Проблемы реализма на современном этапе: «шокинг – проза» Каледина.
- 31. Особенности современного литературного процесса
- 32. Идейно-художественное своеобразие символизма
- 33. Идейно-художественное своеобразие акмеизма
- 35. Орнаментальная проза 20- х 20 века
- 37. Своеобразие русских романов Набокова
- 38. В помощь – по Довлатову
- 39. Революция в литературе 20 века
- 40 Построение социализма в прозе Платонова
- 45. Солженицын и Шаламов