45. Солженицын и Шаламов
Лагерная тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова Наш спор не церковный о возрасте книг, Наш спор не духовный о пользе веры, Наш спор о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов Лагерная тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, Синявский, Алешковский, Гинзбур, Домбровский, Владимов свидетельствовали об ужасах лагерей, тюрем, изоляторов. Все они смотрели на происходящее глазами людей, лишенных свободы, выбора, познавших, как уничтожает человека само государство через репрессии, уничтожения, насилие. И только тот, кто прошел через все это, может до конца понять и оценить любое произведение о политическом терроре, концлагерях. Нам же книга приоткрывает лишь занавес, заглянуть за который, к счастью, не дано. Мы можем только сердцем почувствовать правду, как-то по-своему пережить ее. Наиболее достоверно описывают лагерь Александр Солженицын в своих легендарных произведениях Один день Ивана Денисовича, Архипелаг ГУЛАГ и Варлам Шаламов в Колымских рассказах. Архипелаг ГУЛАГ и Колымские рассказы писались не один год и являются своего рода энциклопедией лагерной жизни. В своих произведениях оба писателя при описании концлагерей и тюрем добиваются эффекта жизненной убедительности и психологической достоверности, текст наполнен приметами непридуманной реальности. В рассказе Солженицына Один день Ивана Денисовича большая часть персонажей подлинные, взятые из жизни герои, к примеру, бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский. Только главный герой рассказа Шухов содержит собирательный образ солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте сам автор, и заключенного Щ-262 Солженицына. Колымские рассказы Шаламова тесно связаны с отбыванием ссылки самого писателя на Колыме. Это доказывает и высокая степень детализированности. Автор уделяет внимание страшным подробностям, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах, жестокий беспредел уголовников. В рассказе Плотники Шаламов указывает на глухо замкнутое пространство: густой туман, что в двух шагах не видно было человека, немногие направления: больница, вахта, столовая, - которое и для Солженицына является символичным. В рассказе Один день Ивана Денисовича узникам враждебны и опасны открытые участки зоны: каждый заключенный старается как можно быстрее перебежать участки между помещениями, что является полной противоположностью героям русской литературы, традиционно любящим ширь и даль. Описываемое пространство ограничено зоной, стройкой, бараком. Заключенные отгорожены даже от неба: сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха. Но все же в произведениях Солженицына и Шаламова лагерь тоже различается, подразделяется по-разному, так как у каждого человека свои взгляды и своя философия на одни и те же вещи. В лагере Шаламова герои уже перешли грань между жизнью и смертью. Люди вроде бы и проявляют какие-то признаки жизни, но они в сущности уже мертвецы, потому что лишены всяких нравственных принципов, памяти, воли. В этом замкнутом круге, навсегда остановившемся времени, где царят голод, холод, издевательства, человек утрачивает собственное прошлое, забывает имя жены, теряет связь с окружающими. Его душа уже не различает, где правда, где ложь. Исчезает даже всякая человеческая потребность в простом общении. Мне бы все равно будут мне лгать или не будут, я был вне правды, вне лжи, - указывает Шаламов в рассказе Сентенция. Отношения между людьми и смысл жизни ярко отражены в рассказе Плотники. Задача строителей заключается в том, чтобы выжить сегодня в пятидесятиградусный мороз, а дальше, чем на два дня, не имело смысла строить планы. Люди были равнодушны друг к другу. Мороз добрался до человеческой души, она промерзла, сжалась и, может быть, навсегда останется холодной...
Колымские рассказы сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот самый ледяной ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В Колымских рассказах отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. В рассказе Сухим пайком Шаламов пишет: нас ничто уже не волновало нам жить было легко во власти чужой воли. Мы не заботились даже о том, чтобы сохранить жизнь, и если и спали, то тоже подчинясь приказу, распорядку лагерного дня... Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали на нашу жизнь далее, как на день вперед... Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. Она же лишает его всех человеческих чувств, стирает грань между жизнью и смертью. Постепенно убивая человека физически, убивают и его душу. Голод и холод делают с людьми такое, что становится страшно. Все человеческие чувства любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность шли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего голодания. В том незначительном мышечном слое, который еще оставался на наших костях... различалась только злоба самое долговечное человеческое чувство. Ради того, чтобы поесть и согреться, люди готовы на все, и если они не совершают предательства, то это подсознательно, машинально, так как само понятие предательства, как и многое другое, стерлось, ушло, исчезло. Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и старость казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками... Мы понимали, что смерть нисколько не хуже чем жизнь. Нужно только представить себе жизнь, которая кажется не хуже смерти. В человеке исчезает все человеческое. Государственная воля подавляет все, остается только жажда жизни, великая выживаемость: Голодный и злой, я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой... и я понял самое главное, что стал человеком не потому, что он божье создание, а потому, что он был физически крепче, выносливее всех животных, а позднее потому, что заставил духовное начало успешно служить началу физическому. Вот так, вопреки всем теориям о происхождении человека. Все-таки человек как высшее существо и в таких адских условиях, под таким тяжким гнетом не разучился думать. В рассказе Шерри-бренди описывается смерть поэта в лагере. Ему приятно было сознавать, что он еще может думать. У этого поэта в рассказе нет даже имени, но есть другое: перед смертью ему открывается истина, он понимает всю свою прожитую жизнь. И что же такое жизнь поэтаСтихи были той животворящей силой, которой он жил. Именно так. Он не жил ради стихов, он жил стихами. Сейчас было так наглядно, так ощутимо ясно, что вдохновение и было жизнью: перед смертью ему дано было узнать, что жизнь была вдохновением, именно вдохновением. И он радовался, что ему дано было узнать эту последнюю правду. Если в рассказе Шерри-бренди Шаламов пишет о жизни поэта, о ее смысле, то в первом рассказе, который называется По снегу, Шаламов говорит о назначении и роли писателей, сравнивая ее с тем, как протаптывают дорогу по снежной целине. Писатели именно те, кто протаптывает ее. Есть первый, кому тяжелее всех, но если идти только по его следам, получится лишь узкая тропинка. За ним идут другие, и протаптывают ту широкую дорогу, по которой ездят читатели. И каждый из них, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели...
46 –
47. Основные течение и направления современной поэзии
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 15. Идейно-художественное своеобразие басен и.А.Крылова
- 16. Романтизм как художественный метод
- 17. Особенности русского романтизма
- 18. Идейно – художественное своеобразие поэзии Жуковского
- 19. Идейно-художественное своеобразие поэм Пушкина и Лермонтова
- 21. Реализм как художественный метод
- 22. Идейно-художественное своеобразие маленьких трагедий Пушкина
- 23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»
- 24. Психология и философия «подпольного человека» Достоевского
- 25 Духовный поиск в философских повестях л.Н. Толстого.
- 27. Социалистический реализм как художественный метод
- 28. М. Горький как основоположник социалистического реализма
- 29. Нравственно-социальная проблематика творчества в.Тендрякова и ю.Трифонова 70-х.
- 30. Проблемы реализма на современном этапе: «шокинг – проза» Каледина.
- 31. Особенности современного литературного процесса
- 32. Идейно-художественное своеобразие символизма
- 33. Идейно-художественное своеобразие акмеизма
- 35. Орнаментальная проза 20- х 20 века
- 37. Своеобразие русских романов Набокова
- 38. В помощь – по Довлатову
- 39. Революция в литературе 20 века
- 40 Построение социализма в прозе Платонова
- 45. Солженицын и Шаламов