23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»
Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный – Петербург – в “Шинели”, “Мертвых душах”, “Вечерах на хуторе близ Диканьки”; уездный в “Ревизоре”, губернский в “Мертвых душах”. Город для Гоголя – это странный, алогичный мир, лишенный всякого смысла. Жизнь города пуста и бессмысленна. Особенно ясно эта идея выражена Гоголем в образе Петербурга, созданном в целом ряде его произведений. Противоречия, с которыми были связаны возникновение и развитие Петербурга, послужили источником мифов об этом городе.
Весь сюжет повести “Портрет” разворачивается в Петербурге. Петербург показан лицом России. Это место, где все действия обретали особую, яркую окраску, это место противоречий и контрастов бедности и богатства. Ярким примером является противопоставление Коломны, беднейшего района Петербурга с его грязными улицами, сырыми дворами, убогими квартирами, зловонными и темными лестницами, и дворцов аристократов. Это же подтверждает и судьба Чарткова, сделавшего быструю карьеру. Он из бедного художника превратился в богатейшего модного живописца, погубив при этом свой талант.
На два полюса разделены и жители столицы. С одной стороны, это несчастный осадок человечества, “пепельные”, по выражению Гоголя, люди: выслужившиеся кухарки, отставные чиновники, актеры, пьянствующие старухи. С другой стороны, это светские люди: дамы, утомленные балами, чиновники, военные, штатские – лица без души, имеющие одни мундиры, корсеты, фраки и занятые бесконечными обедами, галереями, гуляньями. Для Гоголя Петербург – это город преступлений, насилия, тьмы, город ада, где человеческая жизнь ничего не значит. Петербург набрасывает тень на всю Россию. Кажется, что жизнь в нем внешне кипит, но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета: много людей, которые что-то делают, суетятся, бегают туда-сюда, но непонятно, для чего все это.
Весьма примечателен образ ростовщика, который калечит каждого человека, соприкоснувшегося с ним: благородный князь становится тираном и мучителем своей жены, юноша-аристократ превращается в доносчика и погибает в припадке безумства и т.д. Этот ростовщик ассоциируется с общей атмосферой города.
Философия всеобщего равнодушия, безразличия к человеку, власть денег и чинов, царящие в Петербурге, обрекают людей на серую жизнь и гибель. Петербург в описании Гоголя – это страшный, непонятный, ненормальный город, давящий на личность и убивающий ее, город духовно мертвых людей.
Таким образом, может Гоголь описанием Петербурга тонко намекал на иерхическую лестницу – помещики и крестьяне? Подразумевая под собой, что главная беда Росси проникла же в лучший город страны.
По городу разьезжали кавалеры, дамы, дворяне, вельможи, державшиеся на тысячей крепостных, ремесленниках, батраков – бесправных, фактически рабах своего властелина. Членами Академий становились не те, которые были одарены, а те, кто был знатен и богат. Дворцы, огромные дома дворян резко контрастировали с ветхими домишками, которые разваливались буквально в труху и принадлежали людям, с трудом зарабатывающим на кусок хлеба.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 15. Идейно-художественное своеобразие басен и.А.Крылова
- 16. Романтизм как художественный метод
- 17. Особенности русского романтизма
- 18. Идейно – художественное своеобразие поэзии Жуковского
- 19. Идейно-художественное своеобразие поэм Пушкина и Лермонтова
- 21. Реализм как художественный метод
- 22. Идейно-художественное своеобразие маленьких трагедий Пушкина
- 23. Образ Петербурга в повести Гоголя «Портрет»
- 24. Психология и философия «подпольного человека» Достоевского
- 25 Духовный поиск в философских повестях л.Н. Толстого.
- 27. Социалистический реализм как художественный метод
- 28. М. Горький как основоположник социалистического реализма
- 29. Нравственно-социальная проблематика творчества в.Тендрякова и ю.Трифонова 70-х.
- 30. Проблемы реализма на современном этапе: «шокинг – проза» Каледина.
- 31. Особенности современного литературного процесса
- 32. Идейно-художественное своеобразие символизма
- 33. Идейно-художественное своеобразие акмеизма
- 35. Орнаментальная проза 20- х 20 века
- 37. Своеобразие русских романов Набокова
- 38. В помощь – по Довлатову
- 39. Революция в литературе 20 века
- 40 Построение социализма в прозе Платонова
- 45. Солженицын и Шаламов