2. Категория личности и уровни ее проявления в лирике г. Р. Державина 1780—1790 гг.
Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790-1800-х гг.
Тождество поэтической личности Державина самой себе в разных его текстах, выраженное как через категорию лирического субъекта, так и через категорию личности в понимании поэта вообще — это эстетическое единство более высокого уровня, чем индивидуальный поэтический стиль — единственное известное новой русской поэзии до Державина средство унификации совокупности текстов одного поэта.
Державинские же лирические тексты объединены по двум признакам — индивидуального поэтического стиля и единства авторской личности, которое равным образом определяет и автобиографизм лирического субъекта, и единство способов воссоздания картины мира в ее вещно-предметном и личностном воплощении. Таким образом, в центр поэтики зрелого Державина выдвигается именно эта проблема — проблема личности, впервые обстоятельно поставленная применительно к творчеству Державина Г. А. Гуковским.
«В центре того пестрого и реального мира, о котором трактует творчество Державина, — писал исследователь, — стоит он сам, Гаврила Романович, человек такого-то чина, образования и характера, занимающий такую-то должность. <...> Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе. Дело, конечно, не в том, был ли Державин в жизни <...> похож на того воображаемого «поэта», от лица которого написаны стихотворения, обозначаемые данным именем <...>. Существенно то, что стихи Державина строят в сознании читателя совершенно конкретный бытовой образ основного персонажа их — поэта <...>, что это не «пиит», а именно персонаж, притом подробно разработанный и окруженный всеми необходимыми для иллюзии реальности обстановочными деталями. Этим достигается объединение всех произведений поэта, символизируемое единством его имени» [10].
Эта «индивидуальная жизнь, воплощенная в слове» Державина имеет свою внутреннюю градацию. Стихотворения Державина 1780-1790-х гг. и даже те, которые написаны им уже в первом десятилетии XIX в., внутренне группируются в своеобразные тематические и жанрово-стилевые циклы, для каждого из которых актуален какой-нибудь один уровень проблемы личности, находящий преимущественное выражение в жанровой структуре, образности и сюжетосложении текстов. Необходимо только четко сознавать, что эти группы текстов отнюдь не являются авторскими циклами (единственный такой цикл — это сборник «Анакреонтических песен» 1804 г.), но обладают лишь рядом общих признаков, которые можно выявить при сугубо исследовательском подходе — то есть имея в виду всю совокупность державинского лирического наследия.
С этой точки зрения в поэзии Державина можно увидеть пять уровней воплощения категории личности, которая своим эстетическим смыслом покрывает и принципы конструкции образа персонажа, и формы проявления авторской личности в автобиографическом образе лирического героя, поскольку в русской литературе 1760-1780-х гг. персонаж и объективированный в тексте автор — это эстетические сущности одного порядка. Во-первых, человек в стихах Державина предстает как неотъемлемая часть материального мира реальности. В своем эмпирическом, бытовом и пластическом облике он вписан в пластическую картину материального мира. Во-вторых, человек в стихах Державина осмыслен как член общества, в контексте своих социальных связей и отношений. В-третьих, в эпоху бурной и богатой историческими событиями русской жизни Державин осознал человека современником своей исторической эпохи и сумел представить его темперамент и склад личности как эпохально-историческое явление. В-четвертых, стихам Державина в полной мере свойственна и всеобщая страсть его литературной эпохи к национальному самоопределению характера. Для его выражения он нашел не только традиционные формы использования фольклорных мотивов и жанров, но и вполне оригинальные поэтические способы. Наконец, человек в восприятии Державина выступает как элемент мироздания в целом — и таким образом, в соотношении с самыми высокими абстракциями понятийно-идеологической реальности — космосом, временем, вечностью, божеством, творчеством — категория личности в лирике Державина оказывается одним из неотъемлемых элементов высшей, идеальной, духовной реальности философской картины мира. Каждому из этих уровней приблизительно соответствует и определенная жанровая структура лирического стихотворения.
Билет 8
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Культура первой четверти XVIII в (просвещение, театр, периодическая печать и книгоиздание, массовая литература)
- 2. Своеобразие действия и жанровая структура комедии д. И. Фонвизина «Бригадир».
- 1. Безавторские гистории «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
- 2. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии д. И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).
- 1. Жанр проповеди в творчестве ф. Прокоповича.
- 2. Структура действия и конфликта комедии д. И Фонвизина «Недоросль».
- 1. Поэтика жанра сатиры в творчестве а д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
- 1. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского.
- 2. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» в. В. Капниста.
- 1. Жанрово-стилевое своеобразие лирики в. К. Тредиаковского.
- 2. Жанрово-стилевое своеобразие лирики г, р. Державина 1779—1783 гг. Поэтика оды «Фелица».
- 1. Переводы западноевропейского романа в творчестве в. К. Тредиаковского.
- 2. Категория личности и уровни ее проявления в лирике г. Р. Державина 1780—1790 гг.
- 1. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.
- 2. Журнал и. А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.
- 1. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров.
- 2. Пародийные жанры публицистики и. А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).
- 1. Жанр торжественной оды в творчестве м. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Шутотрагедия и. А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.
- 1. Литературная позиция м. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).
- 2. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.
- 1. Духовная и анакреонтическая ода м. В. Ломоносова как лирические жанры.
- 2. Идеология раннего творчества а. Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске».
- 1. Теоретико-литературные труды м. В. Ломоносова.
- 2. «Житие ф.В. Ушакова» а.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.
- 1. Поэтика жанра трагедии в творчестве а. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).
- 2. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Лирика а. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).
- 2. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Комедия нравов в творчестве в. И. Лукина: идеология и поэтика жанра.
- 2. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.
- 1. Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. Журналы н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».
- 2. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» н.М. Карамзина.
- 1. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.
- 2. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
- 1. Жанровая система романистики ф а. Эмина.
- 2. Эволюция жанра исторической повести в творчестве н.М. Карамзина.
- 1. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа м.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».
- 2. Предромантические тенденции в прозе н. М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
- 1. Ирои-комическая поэма в. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.
- 2. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».
- 1Ирои-комическая поэма и. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.