1. Жанровая система романистики ф а. Эмина.
Етим Эмин, поэт-гуманист, утверждает в своих произведениях, что каждый честный человек, все люди труда становятся на путь борьбу против насилия и зла. Горе народа воспринимается героями Эмина как личное горе. Это объясняется тем, что сам поэт пережил большую душевную драму и тяжелые потрясения, выпавшие на долю его родной земли. Отзвук этого слышится во многих стихотворениях Эмина, которые сопровождаются мотивами грусти, горечи, тоски и оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Такие произведения отличаются гражданской направленностью, передают патриотические чувства автора и его твердую эпическую позицию: честь, совесть, свободу, справедливость — незыблемые ориентиры высоконравственной личности.
Сатирик, если он носитель прогрессивных идей, всегда в борьбе с порочными явлениями, порочными людьми. Он всегда противостоит тому или тем, что и кого осуждает, обличает. И у него на вооружении должен быть правдивый, конкретный принцип такого противопоставления. Читатель должен чувствовать, что позиции автора и его антипода несовместимы, что в стихотворении воплощен идейный и моральный конфликт. При этом важно, что поэт дает понять, во имя чего он критикует.
Наличие у Етима Эмина огромного количества стихотворений, посвященных теме любви, подтверждает неслучайность взаимного тяготения любви и поэзии.
В концепции любви у Эмина прослеживается идея гармонического слияния двух душ, которая отражает извечное стремление человеческого духа к высокой гармонии чувств, к душевной красоте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе впервые на основе анализа всей лирике Етима Эмина прослеживается не только её содержательная сторона, произведений, но и поэтика, дается целостное представление об оригинальном поэтическом мире поэта.
На конкретных примерах выявляются стилевые особенности поэта, дается развернутое представление о формах строфической композиции и жанрах, характерных для Етима Эмина, выявляется своеобразие поэтической фоники.
В результате всего этого Етим Эмин предстает как выдающийся мастер слова, прекрасно знающий родной фольклор, творчески освоивший богатые традиции родной и восточной поэзии.
Етим Эмин — плоть от плоти своего народа. Страдания и чаяния простых людей - вот что интересует поэта и чему он посвящает стихи. Его творчество, впитавшее традиции предшественников, обогащенное их опытом, в то же время стало новым шагом в становлении и развитии лезгинской литературы. Эмин по праву признан новатором в области поэтического осмысления социально-философских проблем и их художественной реализации. Он оказал несомненное влияние на всю национальную литературу, а художественный метод Эмина был взят на вооружение его последователями.
Анализ мировоззренческих взглядов поэта, нашедших отражение в творчестве, позволили нам определить особенности трансформации некоторых тем, мотивов, образов, а также поэтических жанров, присущих ближневосточной поэзии.
Таким образом, принципиально новая художественно-эстетическая концепция мира и мироздания сложилась под влиянием национальной литературы, восточной поэзией и ближневосточной лирики.
В поэзии Етима Эмина нет вычурных образов, нарочитой цветистости, она, как это видно из приведенных выше примеров, образец утонченного использования поэтом звуков и красок, какими располагала предшествующая литература [Гаджимурадова, 1998: 126]. Стихи его, идущие из глубины сердца, певучи и афористичны, они отличаются предметной образностью и композиционной завершенностью.
Етим Эмин хорошо знал арабский, персидский и турецкий языки, но, как правило, стихи свои он слагал на языке родного народа. Вплоть до 30-х годов XX столетия многие «деятели» лезгинской культуры оспаривали возможность создания литературы на родном языке. История подтвердила ошибочность их взглядов и прозорливость Етима Эмина. Не язык алимов (ученых) и духовенства, а язык трудового народа выбрал поэт. Владея всем богатством родной речи, Етим Эмин показал, что произведения «изящной словесности» можно писать и на лезгинском языке. Он же доказал, что на языке родного народа можно выразить самые глубокие мысли и тонкие чувства. И в этом его демократизм, подлинная народность.
Великие поэты всех времен обращались к первоисточнику - к самой жизни народа и к традициям фольклора. И лишь тогда их произведения находили живой отклик в людских сердцах, становились бессмертными. Именно то, что Етим Эмин обращался к народной жизни, к фольклорным, и особенно ашугским истокам, сделало его столь популярным и любимым среди народа. Таким образом, Етим Эмин не только принес в родную литературу новые темы, идеи, образы, выступил новатором поэтики, создал литературный язык, открыл ашугской традиции дорогу в большую литературу, вывел литературу на демократические рельсы, но и осветил дорогу плеяде прогрессивных поэтов. По пути, намеченному Етимом Эмином в воображении действительности, шли последующие лезгинские поэты — Гаджи Ахтынский и Сулейман Стальский.
Панегирический и дидактический характер раннего творчества Эмина, метафоричность языка, изобилующего реалистическими и условными образами, сама система поэтического мышления не оставляют сомнений относительно литературной родословной его поэзии. Однако составной частью в эту родословную входили традиции, выработанные предшествовавшей Эмину литературой лезгин.
Произведения фольклорной поэзии любого народа являются хранителями генетической, культурной и духовной памяти этноса, а переводы их на другие языки чрезвычайно важны в плане феномена диалога культур.
Эмин охватил всю глубину переживаний влюбленной души, интонируя и ритмизируя ее бесконечные чувственные колебания.
Эпитеты, метафоры, образы, сравнения, разнообразия интонаций — все это необозримые национальные богатства поэзии, культуры. Для поэта любовь была источником вдохновения, началом творческим, созидательным.
Етим Эмин, поэт-гуманист, утверждает в своих произведениях, что каждый честный человек, все люди труда становятся на путь борьбу против насилия и зла. Горе*народа воспринимается героями Эмина как личное горе. Это объясняется тем, что сам поэт пережил большую душевную драму и тяжелые потрясения, выпавшие на долю его родной земли. Отзвук этого слышится во многих стихотворениях Эмина, которые сопровождаются мотивами грусти, горечи, тоски и оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на читателя. Такие произведения отличаются гражданской направленностью, передают патриотические чувства автора и его твердую эпическую позицию: честь, совесть, свободу, справедливость - незыблемые ориентиры высоконравственной личности
Обличительные произведения Эмина, развивающие в лоне назидательной поэзии художественные средства сатиры, утверждают новое в лезгинской литературе сатирическое направление. Поиски Эмина в этой области, никогда не прекращавшиеся, по праву должны быть оценены как новаторское завоевание всей дагестанской поэзии.
Утонченный лирик, Етим Эмин использует и сатиру как средство обличения нравственных пороков человека и общества. В его сатирических произведениях нередко противопоставляются два полюса: добро и зло, истина и ложь, правда и лицемерие. Образы, созданные с помощью антитезы, обнажают светлое и темное начало мира людей. Этическая концепция автора связана с такими понятиями, как честь, совесть, долг, справедливость, свобода. Общество, в котором эти истины попраны, достойно безжалостного обличения.
Поэтическое творчество Етима Эмина характеризуется философской направленностью, что объясняется стремлением художника постичь тайны бытия, загадочную сущность мироздания, противоречивые стороны человеческой жизни. Большая часть зрелых произведений поэта отмечены провидческим даром Эмина, не случайно они соотносимы с современной эпохой, с сегодняшними днями глобальных перемен. С годами творчество поэта не меркнет, напротив, оно выдержало проверку временем и обнажило богатство поэтического гения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Культура первой четверти XVIII в (просвещение, театр, периодическая печать и книгоиздание, массовая литература)
- 2. Своеобразие действия и жанровая структура комедии д. И. Фонвизина «Бригадир».
- 1. Безавторские гистории «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
- 2. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии д. И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).
- 1. Жанр проповеди в творчестве ф. Прокоповича.
- 2. Структура действия и конфликта комедии д. И Фонвизина «Недоросль».
- 1. Поэтика жанра сатиры в творчестве а д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
- 1. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского.
- 2. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» в. В. Капниста.
- 1. Жанрово-стилевое своеобразие лирики в. К. Тредиаковского.
- 2. Жанрово-стилевое своеобразие лирики г, р. Державина 1779—1783 гг. Поэтика оды «Фелица».
- 1. Переводы западноевропейского романа в творчестве в. К. Тредиаковского.
- 2. Категория личности и уровни ее проявления в лирике г. Р. Державина 1780—1790 гг.
- 1. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.
- 2. Журнал и. А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.
- 1. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров.
- 2. Пародийные жанры публицистики и. А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).
- 1. Жанр торжественной оды в творчестве м. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Шутотрагедия и. А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.
- 1. Литературная позиция м. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).
- 2. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.
- 1. Духовная и анакреонтическая ода м. В. Ломоносова как лирические жанры.
- 2. Идеология раннего творчества а. Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске».
- 1. Теоретико-литературные труды м. В. Ломоносова.
- 2. «Житие ф.В. Ушакова» а.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.
- 1. Поэтика жанра трагедии в творчестве а. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).
- 2. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Лирика а. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).
- 2. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Комедия нравов в творчестве в. И. Лукина: идеология и поэтика жанра.
- 2. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.
- 1. Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. Журналы н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».
- 2. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» н.М. Карамзина.
- 1. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.
- 2. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
- 1. Жанровая система романистики ф а. Эмина.
- 2. Эволюция жанра исторической повести в творчестве н.М. Карамзина.
- 1. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа м.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».
- 2. Предромантические тенденции в прозе н. М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
- 1. Ирои-комическая поэма в. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.
- 2. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».
- 1Ирои-комическая поэма и. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.