2. Эволюция жанра исторической повести в творчестве н.М. Карамзина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для диссертационного исследования были взяты повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница или Покорение Новгорода». Созданные в разные периоды жизни писателя-сентименталиста, эти произведения с наибольшей полнотой отражают сложность и противоречивость общественно-политических взглядов Н.М. Карамзина, эволюцию его творчества, растущие мастерство художника и увлеченность историческими исследованиями.
Проведенный художественный анализ произведений позволяет говорить не только об особенностях поэтики Н.М. Карамзина, но и о влиянии писателя на становление жанра исторической повести в русской литературе, о своеобразии освещения событий прошлого и отражения современной действительности. Важно то, что повести формировали художественный историзм и пролагали путь научному историзму в русском обществе конца XVIII - начала XIX века.
Сентиментализм не был чужд проблем осмысления далекой эпохи, далеких времен. Конечно, по-своему, но художники-сентименталисты через систему сближения, аллюзий «осовременивали» и нравы, и героев, и их психологию. Однако был сделан первый шаг на пути постижения русской древности и создания подлинно исторических произведений. Последние десятилетия XVIII века в истории русской литературы отмечены поисками национальных форм и национального характера. Карамзин-писатель-историк, размышляя об общечеловеческом и общенациональном в жизни и искусстве, обращается к историческому прошлому своего народа. Историзм его повестей еще достаточно условен, но он находит выражение в описании быта и нравов русских людей XV-XVII веков.
Повесть «Наталья, боярская дочь» - первое обращение писателя к исторической теме. Художник -сентименталист пока еще далек от подлинно исторического освещения событий прошлого. Несмотря на это, повесть воспринималась многими современниками Карамзина в качестве исторического произведения. И многие писатели более позднего времени по достоинству оценили сентиментальную повесть писателя, увидели в ней образец, достойный подражания. Так, 1806 году С. Глинка издал героическую драму «Наталья, боярская дочь», а в 1816 году А. Ме-щевский выпустил стихотворное переложение повести.
Повесть «Марфа Посадница» построена целиком на исторических событиях. Центральное место в ней занимает не сентиментальная любовь, как в «Наталье, боярской дочери», а героико-патриотическая деятельность Марфы, ее свободолю бивый, страстный характер. И хотя Карамзин далеко не во всем следует исторической правде, сюжет повести конкретнее и реальнее, чем в «Наталье, боярской дочери». В качестве основной проблемы Карамзин ставит в повести проблему характера, пытался дать ей последовательное разрешение. Писатель не только сумел героизировать Марфу, он стремился объяснить ее характер.
Многие исследователи считают повесть «Марфа Посадница» откликом на драматические события французской революции. Повесть Карамзина испугала тогдашнего цензора (Прокопович-Антоновский увидел в ней прямое воззвание к бунту и объявил, что не может пропустить ее). «Марфа Посадница», конечно, ни в какой мере не была «воззванием к бунту», но опасения и негодование, которые она вызвала со стороны консерваторов-реакционеров, были вполне основательны и закономерны.
Рассматривая в диссертации композиции сюжета исторических повестей, мы отмечаем все более возрастающий интерес писателя к событиям прошлого, что проявляется в расширении исторического материла, включенного в повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница». Сюжет «Марфы Посадницы» основан на фактах отечественной истории и большинство персонажей - исторические личности. Сознательно нарушая историческую достоверность, предавая эпическому повествованию черты драмы (т.е., прибегая к большому количеству диалогов и монологов), автор усиливает эмоциональное воздействие произведения на читателя, и эта ярко выраженная эмоциональная окрашенность текста является особенностью сентиментальной школы. Воспитательным целям подчинено введение в повесть сцен, эпизодов героико-патриотического характера. Через систему событий, через конфликт и систему образов писатель проводит мысль о необходимости сильной, справедливой государственной власти. Поэтому конфликт между монархической и республиканской формой правления в повести «Марфа Посадница» разрешается победой самодержавия.
Исходя из уроков прошлого и настоящего, Карамзин делает заключение, что монархия наиболее соответствует нравственному состоянию русского общества XVIII века. Образ идеального мудрого правителя «отца народа» - один из центральных персонажей в исторических повестях. Но, будучи в душе республиканцем, писатель с не меньшей симпатией изображает сторонников республиканской власти, описывает жизнь и традиции вольного Новгорода. Важно отметить, что у Карамзина народ становится активно действующим персонажем. Одним из пер вых в русской прозе Н.М. Карамзин подошел к проблеме «власть и народ».
У Карамзина народ обретает голос, собственное мнение. Об этом свидетельствуют многочисленные массовые сцены и в «Марфе Посаднице» и в «Наталье, боярской дочери». Рассматривая сюжетно-композиционные особенности повестей, мы обратили внимание на тесную связь прошлого и настоящего, на наличие нескольких временных пластов. В связи с этим была исследована пространственно-временная организация произведений. Анализ пространственно-временных отношений исторических повестей позволил отметить оригинальность художественного мира писателя-сентименталиста. В повестях наблюдается расширение изображаемого исторического времени и пространства. Действия повестей относит от времени их создания в «Наталье, боярской дочери» на 100 лет в «Марфе
Посаднице» на 200 лет, и предметом изображения является не только судьба героев, но и само историческое время. Также Н.М. Карамзин обращался к непреходящим, вечным нравственным ценностям.
Жанр исторической повести во многом определяет пространственно-временную структуру произведений. Изображаемые события связаны с историей и судьбы героев определяются историческими событиями.
Художественное время в повестях включает не только непосредственно изображаемое историческое время, но происходит постоянное его расширение за счет воспоминаний героев, упоминание событий прошлого и проекция этих событий на современную жизнь, рассказ о прошлом того или иного персонажа. Расширяется и художественное пространство. Действие повестей происходит не только в Москве и Новгороде, но и в окрестностях. Монологи героев переносят читателей и в другие географические пункты, и в другие времена, вглубь веков вплоть до времен язычества.
В работе рассмотрены различные виды хронотопов. В исторических повестях Карамзина это хронотопы дороги, дома, испытания.
Анализ повестей позволил выявить особенности взаимодействия автора, рассказчика и героев. Образ рассказчика помогает организовать текст так, что у читателя возникает ощущение сопричастности изображаемому. Рассказчик - человек чувствительный, он является связующим звеном между автором и читателем. Многочисленные комментарии, мотивировки, короткие замечания призваны приобщить читателя к сюжету, миру персонажей и, что самое главное, - увидеть глубокий смысловой слой произведения. В повествовании истории о Наталье улавливаются самые различные интонации: от шутливо-иронических до высокой патетики. В «Марфе Посаднице» преобладает возвышенно-торжественный тон, это объясняется стремлением автора предать повести форму старинного летописного рассказа.
Идеальные герои сентиментально-исторических повестей - личности яркие. Прежде всего автор отмечает в них огромное чувство ответственности и патриотизм. В диссертации рассматриваются различные приемы создания образа персонажа. Так, портрет героя, не лишенный некоторого сентиментального стандарта, показывает богатый внутренний мир, глубину чувств, отражает различные оттенки настроения.
Мы отмечаем внимание автора к психологии героя. Карамзин стоит у истоков глубокого психологического анализа. Основными способами раскрытия внутреннего мира героев является описание состояния, комментарий рассказчика, внутренний монолог, сон, предчувствие.
Большую роль в повестях играет пейзаж. Он также «психологизирован». Наряду с тем, что картины изменяющейся природы помогают передать течение времени, различные этапы физического и духовного роста героя, они оттеняют различные настроения, чувства. Карамзин создает городской и сельский пейзаж, противопоставляя их, отдавая предпочтение сельской природе, которая воспитывает в героях самые лучшие качества.
Таким образом, произведя анализ идейно-художественных особенностей исторических повестей, мы приходим к заключению: мир исторических повестей Н.М. Карамзина сложен и оригинален. Лаконичные по форме, но глубокие по содержанию исторические повести «Наталья, боярская дочь» и «Марфа Посадница» несут огромный воспитательный заряд. Поэтическое совершенство произведений делает их интересными для всех поколений читателей.
Билет 22
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Культура первой четверти XVIII в (просвещение, театр, периодическая печать и книгоиздание, массовая литература)
- 2. Своеобразие действия и жанровая структура комедии д. И. Фонвизина «Бригадир».
- 1. Безавторские гистории «Повесть о российском матросе Василии Кориотском»
- 2. Каламбурное слово и типология художественной образности в комедии д. И. Фонвизина «Недоросль» (бытовые герои и герои-идеологи).
- 1. Жанр проповеди в творчестве ф. Прокоповича.
- 2. Структура действия и конфликта комедии д. И Фонвизина «Недоросль».
- 1. Поэтика жанра сатиры в творчестве а д. Кантемира (генезис, поэтика, идеология, жанровая установка, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
- 1. Реформа стихосложения в. К. Тредиаковского.
- 2. Поэтика жанра стихотворной высокой комедии: «Ябеда» в. В. Капниста.
- 1. Жанрово-стилевое своеобразие лирики в. К. Тредиаковского.
- 2. Жанрово-стилевое своеобразие лирики г, р. Державина 1779—1783 гг. Поэтика оды «Фелица».
- 1. Переводы западноевропейского романа в творчестве в. К. Тредиаковского.
- 2. Категория личности и уровни ее проявления в лирике г. Р. Державина 1780—1790 гг.
- 1. Понятие классицизма (социально-исторические предпосылки, философские основы). Своеобразие русского классицизма.
- 2. Журнал и. А. Крылова «Почта духов»: сюжет, композиция, приемы сатиры.
- 1. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров.
- 2. Пародийные жанры публицистики и. А. Крылова (ложный панегирик и восточная повесть).
- 1. Жанр торжественной оды в творчестве м. В. Ломоносова (понятие одического канона, особенности словоупотребления, типология образности, мирообраз).
- 2. Шутотрагедия и. А. Крылова «Подщипа»: литературная пародия и политический памфлет.
- 1. Литературная позиция м. В Ломоносова («Разговор с Анакреоном», «Письмо о пользе стекла»).
- 2. Сентиментализм как литературный метод. Своеобразие русского сентиментализма.
- 1. Духовная и анакреонтическая ода м. В. Ломоносова как лирические жанры.
- 2. Идеология раннего творчества а. Н. Радищева. Структура повествования в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске».
- 1. Теоретико-литературные труды м. В. Ломоносова.
- 2. «Житие ф.В. Ушакова» а.Н. Радищева: жанровые традиции жития, исповеди, воспитательного романа.
- 1. Поэтика жанра трагедии в творчестве а. П. Сумарокова (стилистика, атрибутика, пространственная структура, художественная образность, своеобразие конфликта, типология развязки).
- 2. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Лирика а. П. Сумарокова: жанровый состав, поэтика, стилистика (песня, басня, пародия).
- 2. Особенности сюжета и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева.
- 1. Комедия нравов в творчестве в. И. Лукина: идеология и поэтика жанра.
- 2. Жанровое своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева в соотношении с национальной литературной традицией.
- 1. Сатирическая публицистика 1769—1774 гг. Журналы н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» в полемике с журналом Екатерины II «Всякая всячина».
- 2. Проблема жизнестроительства как эстетическая категория «Писем русского путешественника» н.М. Карамзина.
- 1. Пути развития русской художественной прозы XVIII в.
- 2. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
- 1. Жанровая система романистики ф а. Эмина.
- 2. Эволюция жанра исторической повести в творчестве н.М. Карамзина.
- 1. Поэтика, проблематика и жанровое своеобразие романа м.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».
- 2. Предромантические тенденции в прозе н. М. Карамзина: повесть настроения «Остров Борнгольм».
- 1. Ирои-комическая поэма в. И. Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх»: пародийный аспект, особенности сюжетосложения, формы выражения авторской позиции.
- 2. Проблема героя времени и особенности романной эстетики в романе н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».
- 1Ирои-комическая поэма и. Ф. Богдановича «Душенька»: миф и фольклор в сюжете поэмы, ирония и лиризм как формы выражения авторской позиции.