logo
2012-05-21_-_Lazareva_Dipl_-_SBORKA

Введение

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года. Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.

Марина Цветаева — один из крупнейших русских поэтов ХХ века. Поэтесса размышляет над «вечными» философскими проблемами, думает о судьбе России, любви, думает об участи творца и его произведения. Ее поэзия многогранна и сложна.

Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения.

Достоевский ввел в обиход формулу: полюбить жизнь прежде ее смысла. Мне кажется, нечто подобное произошло в нашем отношении к стихам Марины Цветаевой. Задолго до осознания того, что именно принесла М. Цветаева в нашу духовную жизнь, мы попали под ее обаяние. Может быть, просто ощутили масштаб и яркость личности, вдруг вступившей с нами в общение.

До эмиграции Цветаева выпустила пять книг: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Конец Казановы» и «Версты» (стихи 1917–1920 гг.) После ее отъезда в 1922 году вышли еще три книги: переиздание «Верст», другая — под тем же названием (стихи 1916 г.) и «Царь-Девица».

Борис Пастернак, прочитав летом 1922 года книгу «Версты» (1921), понял, что Цветаева — это огромное явление в поэзии. С его восторженного письма к ней и началась их дружба. Цветаева посылала Пастернаку свои новые произведения; так в Москве появились «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов».

Высокая и трагическая судьба, уникальный поэтический дар поэта XX века М. И. Цветаевой неизменно находятся в центре внимания исследователей. Столь пристальный интерес вызван, с одной стороны, почти полувековым замалчиванием ее имени в советской России, с другой — масштаб таланта. Новаторство, энергетика ее поэзии и прозы привлекают все большее число философов, литературоведов, культурологов, лингвистов.

Впервые о феномене М. И. Цветаевой на концептуальном уровне заговорили в 60-е гг. XX века. Сложилась устойчивая практика рассматривать и исследовать жизнь, творчество, личность, окружение поэта с различных позиций, зачастую взаимоисключающих.

Прижизненная критика о М. Цветаевой отличалась противоречивостью, включая самые первые отзывы В. Брюсова, Н. Гумилева, М. Волошина (в России) и последующие — Д. Святополк-Мирского, М. Слонима, Г. Федотова, В. Вейдле, Г. Адамовича (за рубежом).

В научной литературе о жизни и творчестве М. Цветаевой, в особенности в диссертационных исследованиях, уже традиционным стало условное выделение нескольких периодов развития цветаеведения, а также обозначение основных направлений в изучении наследия поэта. Одной из последних работ, осмысляющих творчество М. Цветаевой в научном дискурсе, является статья С. А. Ахмадеевой «Жизнь и творчество М. Цветаевой в диссертационных исследованиях 1989 — 2005 гг. «, опубликованная в сборнике докладов XIII Международной научно-тематической конференции «Лики М. Цветаевой» (Москва, 8–12 октября 2005 года) [45: 479 — 525].

Ряд ученых (С. В. Бабушкина, О. В. Калинина, Ю. В. Малкова, Н. О. Осипова, М. М. Полехина и др.) выделяют тематические блоки в изучении творчества поэта: историко-биографический, структурно-семантический, онтологический, культурологический, психологический и т.п.

Современное цветаеведение разнообразно по тематике и направлению исследований: это и изучение наследия поэта в целом (А. С. Акбашева, С. И. Ельницкая, E. JI. Лаврова [Лаврова, 2001], М. Мейкин, Е. Фарыно, И. Д. Шевеленко), и анализ и интерпретация отдельных произведений (Л. А. Викулина [Викулина, 1998] М. Л. Гаспаров, Е. Г. Эткинд), образов, мотивов, архетипов, мифологем (Е. В. Дзюба [Дзюба, 2001], Ю. В. Малкова [Малкова, 1994], Е. Б. Коркина), а также исследование проблемы лирических циклов (Г. Г. Петкова, М. В. Серова), жанровых особенностей (О. А. Скрипова, Е. В. Титова), проблемы идиостиля и языковой картины мира поэта (И. Ю. Белякова, В. А. Маслова). Особого внимания заслуживают научные работы, обращенные к прозе, эссеистике и эпистолярному наследию М. Цветаевой (А. С. Акбашева, Т. М. Геворкян, О. В. Калинина). Между тем, многие проблемы требуют более детального и основательного объяснения, а иные и вовсе остаются нерешенными.

К настоящему времени глубоко исследованы некоторые аспекты творчества Цветаевой: поэтические связи с другими авторами, поэтическая структура, пунктуация, синтаксис, метрика. Этим аспектам посвящены публикации М. И. Белкиной [Белкина, 1992], Л. В. Зубовой [Зубова, 1989], Е. Б. Коркиной [Коркина, 1990], И. В. Кудровой [Кудрова, 1992], М. Мейкина [Мейкин, 1997], А. И. Павловского [Павловский, 1989], И. Шевеленко [Шевеленко, 2002], Н. Осиповой [Осипова, 2000] и др.

Из зарубежных исследователей наиболее работы И. Бродского [Бродский, 1997], В. Швейцера [Швейцер, 2007], Е. Эткинда [Эткинд, 2002] и др.

Объем сделанного в отечественном цветаевоведении во второй половине XX века (начиная с 60-х годов по 2000 год), действительно, значителен

Проблема понимания и прочтения творчества М. Цветаевой остается не до конца разрешенной и сегодня.

Актуальность исследования. Творчество М. Цветаевой — одного из оригинальных поэтов Серебряного века изучалось, неравномерно в отечественном литературоведении, и в первую очередь потому, что многое из ее наследия долгое время не было издано ни на родине, ни за рубежом.

В двадцатом столетии открыт доступ к архиву Цветаевой, находящемуся в Российском государственном архиве литературы и искусства, где находятся черновые тетради, записные книжки, письма поэтессы. Нам кажется, что данное исследование актуально и на сей день

К настоящему времени создано значительное количество исследований освещающих различные аспекты творческого наследия М. И. Цветаевой. Но обобщающих работ охватывающих все аспекты ее идейно-художественного мира, пока не созданы. В последние годы количество публикаций посвященных творчеству Цветаевой резко уменьшилось. Однако, К 120-летию со дня рождения М. Цветаевой, появляются новые публикации, книги, статьи, диссертации, проводятся научные конференции.

Этот интерес не случаен и вполне закономерен. Родившись на рубеже двух эпох, воспитываясь и развиваясь в условиях формирования «новой» жизни, новых философских, эстетических, социально-экономических, культурных универсалий, являясь свидетелем и непосредственным участником происходивших исторических катаклизмов, сотрясавших Россию в конце XIX — начале XX века, М. Цветаева в своём творчестве своеобразно отразила различные пласты мировой культуры.

Исследования определяются значительной ролью Марины Цветаевой в литературном процессе ХХ веке. Ее творчество позволяет влиять и на ее состояние.

Цель данной дипломной работы — исследование поэзии Марины Цветаевой. В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:

— определить место М. Цветаевой в поэзии ХХ века;

— рассмотреть и объединить основные темы ее творчества;

— рассмотреть поэтический стиль Марины Цветаевой;

— изучить цветаевскую версификацию.

Объект исследования — лирика Марины Цветаевой. Предмет — поэтика и стилистика стихотворений М. Цветаевой.

Источником материала послужил сборник стихотворений поэтессы «Избранное / сост. Л. А. Белова. — М.: Просвещение, 1990».

В дипломной работе использованы общенаучные методы исследования: наблюдение, сравнение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация. Частнонаучные методы: реферативно-аналитический метод, сравнительно-исторический, системно-аналитический. При анализе материала используется комплекс методик традиционных для литературоведения при анализе лирических произведений.

Предмет и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая включает Введение, три главы, Заключение, Библиографию, Приложение.

Глава 1 называется «Марина Цветаева и поэзия ХХ века». В ней осмысляем взаимоотношения Цветаевой с поэтами своего времени — Александром Блоком, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Борисом Пастернаком. С помощью некоторых стихотворений Цветаевой и Ахматовой обозначаем некоторые характерные особенности мировоззрения и творчества Цветаевой, определяем цветаевское осмысление своего места в русской поэзии ХХ века.

Во второй главе — «Основные темы творчества М. И. Цветаевой» — останавливаемся на таких темах и настроениях ее лирики, как тема любви и страдания, назначение поэта, тоска по родной земле.

Третья глава — «Художественное своеобразие лирики М. Цветаевой». В этой главе обращаем внимание на лексикон поэта, систему иносказаний, поэтический синтаксис, на ритм, интонацию, рифмы, на звуковую и графическую организацию её стиха.

Материалы данной дипломной работы имеют практическое значение. Они могут быть использованы при изучении творчества М. Цветаевой в старших классах средней школы, на филологических факультетах, при чтении и проведении спецсеминаров по творчеству М. Цветаевой.

Данная выпускная квалификационная работа имеет в основном реферативно-аналитическую направленность.

Главное для нее — выявить контуры и ключевые особенности идейно- художественного мира Цветаевой.

Решение специальных научно-исследовательских задач в рамках настоящего дипломного сочинения не предусматривается.