logo search
Литвед вопросы к экзамену

Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.

Повествование - понимается как ведение речи вообще и как рассказ (сообщение) об однократных действиях и событиях, происходящих в литературном произведении.

Повествователь — тот, кто сообщает время, место и рассказывает и действующих лицах, анализирует всё, при этом сам не является участником описываемого (он как наблюдатель со стороны). Границы его кругозора совпадают с границами изображаемого, он обращается в первую очередь к читателю. Повествователь находится «на границе» вымышленной действительности.

Повествователь — не лицо, а функция. Но функция может быть прикреплена к персонажу — при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же как с действующим лицом.

В противоположность повествователю рассказчик находится не на границе вымышленного мира с действительностью автора и читателя, а целиком внутри изображённой реальности (повествование от первого лица).

Рассказчик ведёт описание субъективно, он видит мир в зависимости от того, к какой социальной группе принадлежит, в зависимости от своего характера, повествователь же более объективен, беспрецедентен, его речь нейтральна, приближена к литературной

Ненадёжный рассказчик — старый, как сама литература, приём, когда автор сознательно вводит в повествование персонажа, описывающего события не такими, какие они есть на самом деле. Это лицо может пересказывать слухи; слегка приукрашивать свои похождения; не знать полной картины и додумывать недостающее; или просто нагло лгать в глаза своей публике. Факт обмана может быть ясен самого начала — а может и старательно маскироваться автором до последних страниц.

Разновидности ненадёжного рассказчика:

Классический пример ненадёжного рассказчика — герой произведения Распе барон Мюнхгаузен.