Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир – как материальный, так и идеальный: природу, вещи, события, людей в их внешнем и внутреннем бытии и т.п. Естественными формами существования этого мира являются время и пространство. Однако художественный мир, или мир художественного произведения, всегда в той или иной степени условен: он есть образ действительности. Время и пространство в литературе, таким образом, тоже условны.
Хронотоп – изображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и влиянии.
Время в произведении может быть не всегда реально. Чаще всего оно условно. Время может растягиваться и замирать на месте, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах; для этого повествователю достаточно сказать: «А тем временем там-то происходило то-то». Столь же просты переходы из одного временного плана в другой (особенно из настоящего в прошлое и обратно).
Время прерывисто. В произведении отображается не всё время полностью, а лишь самое существенное, а пропуски обозначены: «прошло несколько дней» и т.п.
Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. В лирике и драме переживания происходят в данный момент времени, время и пространство чаще всего выражены слабо, тогда как эпика (в основном – рассказ о том, что прошло) использует прошедшее время, свободно распоряжается временем благодаря повествователю, который может «сжимать» и, напротив, «растягивать» время, а то и останавливать его (в описаниях, рассуждениях).
Время и пространство может быть конкретным, историческим, например («Война и мир» Л. Толстого), или абстрактным, общим, даже вымышленным.
Пространство в произведении заполняется описанием предметов, интерьера, деталей и пр. (детальное описание комнат в «Мёртвых душах» Гоголя), а время выражается в действиях, поступках героев (рассказы Чехова, «Герой нашего времени» Лермонтова.
Время в литературе может быть насыщено или нет. Чрезвычайно насыщенно время у Достоевского, Булгакова, Маяковского, а вот у Чехову преобладает действие.
Чем больше насыщено пространство, тем меньше будет интенсивность времени (меньше действия), и чем меньше пространства, тем больше времени и действий.
Реальное (сюжетное) и художественное время редко совпадают, в особенности в эпических произведениях, где игра со временем может быть очень выразительным приемом. В большинстве случаев художественное время короче «реального»: в этом проявляется закон «поэтической экономии». Однако существует и важное исключение, связанное с изображением психологических процессов и субъективного времени персонажа или лирического героя. Переживания и мысли, в отличие от других процессов, протекают быстрее, чем речь, диалоги. В одних случаях это менее заметно (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова, романах Гончарова, в рассказах Чехова), в других составляет осознанный художественный прием, призванный подчеркнуть насыщенность и интенсивность душевной жизни. Это характерно для многих писателей-психологов: Толстого, Достоевского, Фолкнера, Хемингуэя, Пруста.
Изображение того, что пережил герой всего лишь за секунду «реального» времени, может занимать большой объем повествования.
В литературе реальное и художественное время могут не совпадать. «Реальное» время вообще может быть равным нулю, например при различного рода описаниях. Такое время можно назвать бессобытийным. Но и событийное время не всегда насыщено действиями. Если происходящее существенно меняет героев или взаимоотношения между ними, то такое время зовётся сюжетным, а если рисуется бытие, повторяющееся изо дня в день, не изменяя ничего, то этот тип художественного времени иногда называют «хроникально-бытовым».
Соотношение времени бессобытийного и событийного во многом определяет темповую организацию художественного времени произведения, что, в свою очередь, обусловливает характер эстетического восприятия. Так, «Мертвые души» Гоголя, в которых преобладает бессобытийное, «хроникально-бытовое» время, создают впечатление медленного темпа. Иная темповая организация в романе Достоевского «Преступление и наказание», в котором преобладает событийное время (не только внешне, но и внутренние, психологические события).
Писатель иногда заставляет время длиться, растягивает его, чтобы передать определенное психологическое состояние героя (рассказ Чехова «Спать хочется»), иногда останавливает, «выключает» (философские экскурсы Л. Толстого в «Войне и мире»), порой заставляет время двигаться вспять.
Важное значение для анализа имеет завершенность и незавершенность художественного времени. Часто писатели создают в своих произведениях замкнутое время, которое имеет и абсолютное начало, и – что важнее – абсолютный конец, представляющий собой, как правило, и завершение сюжета, и развязку конфликта, а в лирике – исчерпанность данного переживания или размышления. Начиная с ранних стадий развития литературы и почти вплоть до XIX в. подобная временная завершенность была практически обязательной и составляла признак художественности: произведении должно было всегда иметь конец, плохой или радушный. В конце же XIX в. Чехов, для которого незавершенность художественного времени стала одним из оснований его новаторской эстетики, распространил принцип открытого финала и незавершенного времени на драматургию, т.е. на тот литературный род, в котором это сделать было труднее всего и который настоятельно требует временной и событийной замкнутости.
Пространство может смещаться, изменяться (как в жанре фантастики или при изменении ракурса, с которого ведётся повествование). Каждой культуре свойственно свое понимание времени и пространства, которое находит отражение в литературе. Начиная с эпохи Возрождения в культуре преобладает линейная концепция времени, связанная с понятием прогресса, т.е. описывались события с последовательным развитием и вполне реальным местом действия. А с конца XIX – начала XX в. естественнонаучные концепции времени и пространства А. Эйнштейна отразились в литературе, создался новый жанр научной фантастики, а писатели стали изменять пространство и время в своих произведениях.
О времени произведения может сказать и заглавие: иногда оно прямо указывает на время и место, связано с историей («Хроника царствования Карла IX» П. Мериме), может обозначить точные хронологические рамки повествования («Утро помещика» Л.Н. Толстого, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына). Тоже касается и места: оно может быть конкретным («Рим» Э. Золя) или заменено вымышленным топонимом («Чевенгур» А.П. Платонов, «Солярис» Ст. Лема), размытым, общим («Деревня» И.А. Бунина, «Острова в океане» Э. Хемингуэя).
Заглавия, обозначающие место действия, могут не только моделировать пространство художественного мира («Путешествие из Петербурга в Москву» АН. Радищева), но и вводить основной символ произведения («Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Петербург» А. Белого).
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.