Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
Принципы классификации:
1. Принадлежность к роду (эпический, драматический, лирический)
2. Ведущее эстетическое качество: (трагический, комический, элегический, сатирический, идиллический)
3. Объём и структура: (лирика-невелико, драма – сценические условия, эпос – большой (роман), средний (повесть), малый (новелла)
4. Содержание (о чём): (исторические, научно-фантастические, на военную тему, приключенческие)
РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:
Род лит-ры - ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания.
ЭПОС — род, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.
ЛИРИКА — один из родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ДРАМА - автор раскрывает характеры и изображает действительность в процессе действия, через речь, поступки и взаимоотношения героев, позволяя себе лишь ремарки (замечания). В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ:
Э П И Ч Е С К И Е:
- Эпопея (монументальное по охвату изображаемых событий произведение, отображающее действительность с позиций народных интересов).
- Роман (прозаическое произведение, охватывающее широкий круг явлений частной и общественной жизни и изображающее человеческие характеры в их сложных взаимоотношениях).
- Повесть (прозаическое произведение, изображающее историю одной человеческой жизни во взаимосвязи с другими характерами).
- Рассказ (прозаическое произведение, изображающее один-два эпизода из жизни человека, раскрывающих его характер).
- Новелла (рассказ с острой интригой и занимательным сюжетом).
- Очерк (прозаическое произведение, описывающее реальные события, имеющие злободневное значение, освещенные достоверно и документально).
- Басня (сатирическое нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки и поступки и носящее аллегорический характер).
- Эссе (прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету).
Л И Р И Ч Е С К И Е:
- Гимн (хвалебная песнь в честь чего-либо).
- Дума (размышление на исторические, философские, нравственные и другие темы).
- Идиллия (картинка, изображающая безмятежную жизнь на лоне прекрасной природы).
- Мадригал (короткое обращение к женщине, содержащее похвалу, комплимент).
- Ода (торжественное стихотворение в честь важного события, лица или на значительную тему).
- Послание (стихотворное обращение к лицу или группе лиц).
- Элегия (лирически окрашенное грустное размышление).
- Эпиграмма (короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).
- Эпиталама (лирическое прославление новобрачных и бога Гименея).
- Эпитафия (стихотворная надгробная надпись).
Л И Р О-Э П И Ч Е С К И Е:
- Роман в стихах (произведение, где эпический способ отражения действительности сочетается с глубоким лиризмом и субъективной авторской оценкой происходящего).
- Баллада (краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера с лирически окрашенным сюжетом).
- Поэма (стихотворная повесть, в основе которой лежит рассказ о каких-либо важных для автора событиях и присутствует открытая авторская оценка изображаемого и непосредственное выражение авторских чувств).
Д Р А М А Т И Ч Е С К И Е:
- Трагедия (пьеса с глубоким неразрешимым общественным конфликтом, имеющим общечеловеческий смысл и ведущим к гибели героя).
- Драма (пьеса с острым жизненным конфликтом, не ведущим к катастрофе, но часто заканчивающимся гибелью героя в результате напряженной борьбы).
- Комедия (пьеса, обличающая и высмеивающая пороки людей или отрицательные стороны явлений социальной действительности).
- Трагикомедия (пьеса, в которой комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма или драматический конфликт разрешается комически).
- Мелодрама (пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла).
- Водевиль (комедия положений с танцами и куплетами).
- Фарс (водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами).
ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ:
Жанр – группа произведений внутри литературного вида, объединенная общими формальными, содержательными или функциональными признаками. Для каждой литературной эпохи и направления типична своя определенная система жанров.
По форме: новелла, очерк, рассказ, ода, повесть, пьеса, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе.
По содержанию: комедия, фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма.
По родам:
Эпические: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман – эпопея, сказка, фэнтези, эпопея.
Лирические: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма.
Драматические: драма, комедия, трагедия.
Роман – социально-психологический, бытовой, исторический, научно-фантастический, философский, исповедь, дневник, путешествие, роман в письмах…
Повесть – автобиографическая, биографическая, мемуары…
Рассказ – юмористический, сатирический, приключенческий…
Поэма – романтическая, эпическая и т.д.
ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ в неполной мере обладают свойствами эпоса, лирики или драмы, а то и лишены их вовсе.
1. Очерки – внимание автора сосредотачивается на внешней реальности, эпическое, но доминируют описания («Хорь и Калиныч» Тургенева)
2. Литература потока сознания, где преобладает не повествовательная подача событий и нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. (Пруст, Джойс, Белый).
3. Эссеистика. Эссеистическая форма – это не принудительно свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней.
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.