logo
Литвед вопросы к экзамену

Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).

Композиция — построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое.

Уровни композиций:

- нижний - композиция детали-подробности обстановки, поведенческие детали.

- композиция персонажей. Образы персонажей сопоставляются в центростремительной системе - один персонаж главный, остальные помогают его проявить, например «Преступление и наказание» - все вокруг Раскольникова.

- композиция сюжета.

- композиция внесюжетных элементов.

Пример композиции «После бала» Л.Н. Толстого:

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог автора с молодыми людьми о своей жизни, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата на плацу полковником Б.) и развязки (заключительная реплика рассказчика, когда он сообщает о своём решении никогда не жениться и становиться военным).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала, но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная, ужасная тёмная картина наказания. Такой резкий контраст в качестве художественного средства прекрасно помогает раскрыть основную идею произведения.

Идея. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность. В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее.

Характер конфликта. Анализ произведения показывает, что основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.

После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Когда же ГГ сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Уровни композиции:

    1. Детали: описание бала (музыканты, хор, шампанское рекой), наряд Вари на балу (белое платье, розовая лента, атласные башмачки), полковника (ордена на груди, румяное лицо, сияющие глаза, опойковые сапоги с четырёхугольными носами, старые; замшевые перчатки, белые усы, бакенбарды).

    2. Действия – полковник (учтивый) на балу и плацу (жестокость, лицемерие).

    3. Персонажи – Варя (чистая, ангел, робкая, скромная), полковник (статный свежий старик, хорошо сложенный, учтивый, аристократичный; нахмуренный, раздувает щеки, жестокий).