Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части; наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строф. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф — двустишие.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строф между собою дает множество сложных строф (моностих, двустишие/дистих, трёхстишие/терцет, четверостишие/катрен, пятистишие/квинтет, шестистишие/секстина, семистишие/септима, восьмистишие/октава, девятистишие/нона, десятистишие/децима; онегинская строфа (14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg).
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения строф. В белом (нерифмованном) стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими.
Твёрдые формы - стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения. В европейской поэзии с 13-15 вв. употребительны преимущественно твердые формы французского и итальянского происхождения (сонет, триолет, рондо, рондель, секстина). Формы, которые устоялись на протяжении многих десятков, а иногда и сотен лет, считаются «твёрдыми».
Сонет – самая «твёрдая» форма стихосложения; стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (катрена) и 2 трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах - 2 или 3. Наиболее обычны 2 типа расположения рифм: 1) "итальянский" - катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde; 2) "французский" - abba abba и ccd eed или ccd ede.
«Твёрдость» сонета обусловлена как требованиями к форме, так и правилами (точное оформление мысли, целостность высказываний в каждой строке, определённое смысловое предназначение частей (первый катрен – теза, второй катрен – антитеза, два терцета – синтез с кульминацией в последнем стихе. Бехер) по содержанию (самая яркая, образная мысль должна быть заключена в последних двух строчках, так называемом сонетном замке). Отклонения от канона: «английский» или «шекспировский» сонет с рифмовкой – abab cdcdefef gg. К самым сложным организациям стиха относится венок сонетов, состоящий из пятнадцати сонетов, связанных между собой содержанием и расположением строк. Каждый из четырнадцати сонетов (кроме первого) начинается с повторения последней строки предыдущего; заключительный сонет (магистрал) составлен из первых строк четырнадцати предшествующих сонетов.
Рондель – твёрдая стихотворная форма; стихотворение (твёрдая форма), состоящее из 13 стихов в трёх строфах. Появился в XIV-XV веках во Франции. Схему ронделя можно представить как: АВbа+аbАВ+аbbаА, в которой заглавными буквами обозначены тождественные строки. Менее употребителен двойной рондель 16 стихов с рифмовкой ABBA+abAB+abba+ABBA (Наталья Малинина: Избави Бог Вас от меня!//Не засылайте бойких сватов://Другой я дожидаюсь даты -//Не Вас целую, Вас обняв ...//Вполне поняв, но не приняв -//Я Вас чураюсь диковато.//Избави Бог Вас от меня://Не засылайте бойких сватов .//Я не смогла порыв унять//И перед Вами – виновата//Вы – лишь нелепая расплата .//За дым, который без огня.//Избави Бог Вас от меня!).
Рондо - твёрдая стихотворная форма; развилась из ронделя в XIV веке путем сокращения припева до полустишия. Расцвет его приходится на XVI-XVII века. В России история рондо началась с Тредиаковского. Классический рондо состоит из 15 стихов в 3 строфах на 2 рифмы. Его схема: аавва+аввР+аавваР, в которой большая буква Р - не рифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова первой строки(«Я плачу» Валерий Брюсов://Я плачу. Вдоль пути печален сосен ряд.//Уснул ямщик, забыв стегать худую клячу.//Смотря на огненный, торжественный закат,//Я плачу.///Там, в небе пламенном, я, малый, что я значу?//Здесь тихо дни ползут, а там века летят,//И небу некогда внимать людскому плачу!///Так и в ее душе — я, только беглый взгляд…//И с мыслью обо всем, что скоро я утрачу,//С унылой памятью утерянных услад,//Я плачу…).
Триолет - твёрдая стихотворная форма; стихотворение, состоящее из 8 строк на две рифмы. 1, 4 и 7 строки - идентичны (от тройного повторения первого стиха и произошло это название), 2 и 8 - тоже. Схема триолета: AВaAавАB, в которой прописными буквами обозначены повторяющиеся строки. После второго и четвертого стиха как правило присутствовала каноническая пауза (пуант). Стих почти всегда четырехстопный - хорей или ямб. Триолет появился во французской поэзии в XIV веке как сокращенная форма ронделя и был чрезвычайно популярен в эпоху барокко и рококо. В России одними из первых триолеты писали М.М.Муравьев и М.Н.Карамзин (Марина Лейшаль: «Я всe ещe тебя люблю//Иль русской жалостью жалею.//От грубости твоей шалея,//Я всe ещe тебя люблю.//Москва! Душою не кривлю.//И сострадая, и болея,//Я всe ещe тебя люблю).
Секстина - стихотворение на 2 рифмы, состоящее из 6 строф, каждая из которых включает по 6стихов. Каждая новая строфа повторяет конечные слова предыдущей строфы. Секстина пишется на рифмы, употреблённые в первом шестистишии, в последующих 5 окончания строк повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей строфе. Завершает секстину трёхстишие, в котором повторяются все её 6 ключевых слов. Стала популярной благодаря Данте, Петрарке (Данте «На склоне дня в великом круге тени»: //На склоне дня в великом круге тени//Я очутился; побелели холмы,//Поникли и поблекли всюду травы.//Мое желанье не вернуло зелень,//Застыло в Пьетре, хладной, словно камень,//Что говорит и чувствует, как дама).
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.