logo
Литвед вопросы к экзамену

Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.

Система персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных, второстепенных, эпизодических и внесценических героев.

Обычно выделяются:

1. главные персонажи (например, Базаров в "Отцах и детях" И. С. Тургенева).

2. второстепенные (Аркадий, Одинцова, Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы).

3. эпизодические (Ситников, Кукшина).

4. внесценические (княгиня Марья Алексеевна).

С главным героем обыкновенно связана основная проблематика произведения. Главные герои всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают твердым характером и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся «рупором» автора.

Количество персонажей, находящихся в центре литературного повествования, может быть разным: даже трое, как у Дж. Лондона в «Сердца трёх».

Второстепенные персонажи помогают раскрыть ГГ, вступая в различные отношения (часто конфликтные) с ним, активно участвуя в сюжете. Второстепенные герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда. Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее - проявляются пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие действия.

Такова, например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова из повести «Бэла».

Персонажи эпизодические составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции и т.п. Эпизодические герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники, возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.

 В системе персонажей особенно важны взаимоотношения героев, вступающих друг с другом в идейный или бытовой конфликт (Катерина — Кабаниха в "Грозе" А. Н. Островского, Раскольников — Соня в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского и т. п.). При анализе системы персонажей следует обращать внимание на своеобразие ее построения: например, в "Горе от ума" стержнем является противопоставление Чацкого всем остальным персонажам.

Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание «действующее лицо» — тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков.

Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо.

Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой — центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».

Персонаж — это плод чистого вымысла писателя. Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков (едва ли не в первую очередь), а также форм поведения и общения (ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности — принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений.

Способы изображения персонажа – изображение внутреннего мира персонажа, его портретное описание и описание обстановки и окружения персонажа, используя диалоги, монологи, а также ремарка автора.

Характер – образ человека в литературно-художественном произведении, через который автор раскрывает свои нравственно-эстетические представления, а через определенные поступки, мысли, переживания, речь вырисовывает исторически обусловленный тип человеческого поведения. Художественный характер – это единство общего и индивидуального, объективного и субъективного. Характер в литературе создается изображением внешних и внутренних проявлений личности героя, авторскими и другими характеристиками, местом и ролью персонажа в развитии сюжета произведения.