logo
Литвед вопросы к экзамену

Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.

Сюжет - события, развивающиеся во времени и пространстве, вбирающие в себя судьбы героев, обстоятельства их жизни. Это последовательность событий художественного произведения.

Развитие сюжета обеспечивается конфликтом. Конфликт - движущая сила произведения. Без конфликта невозможно представить себе выраженный сюжет.

Композиция сюжета:

- экспозиция - фрагмент текста, предшествующий завязке. Знакомит с обстановкой, временем действия, персонажами, какими-то событиями, предшествующими главному.

- завязка - стартовый момент действия, нередко первое столкновение.

- развитие действия - эпизоды, повествующие о перипетиях героев и обострении конфликта, которое подготавливает наступление кульминации.

- кульминация - момент наивысшего напряжения сюжета в художественном произведении.

- развязка - нейтрализация конфликта.

Фабула - хронологический порядок событий, фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет выявляет и характеризует связи персонажа с его окружением, место персонажа в образной системе, его судьбу, сюжет отражает авторскую картину мира. Сюжет как элемент произведения тяготеет к драматизму. Чем острее сюжет, тем более динамично произведение.

Сюжеты бывают концентрические и хроникальные.

В концентрических важна логика событий, их связь между собой- рассказ, новелла, повести.

В хроникальных единственный связующий элемент событий- время (Гомер «Одиссея»)

Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизненных противоречий, т.е. конфликтов. Конфликты бывают внешними, внутренними, между героями, конфликт героя с самим собой, конфликт героя с обстоятельствами.

Типы конфликтов:

- локальный, т.е. замкнутый, всегда имеющий развязку.

- устойчивый- отсутствие изначальной гармонии, развязка есть, но носит формальный характер, т. к. не исчерпывает конфликт.

- экзистенциональный - конфликт принципиально не разрешаемый.

Каждый тип конфликта связан с определенным типом развязки-

1) обоюдное примирение или крушение – «Горе от ума»

2) тенденциозная развязка - победа одной из сил над другой, победа, убеждающая в том, что так и должно быть.

3) проблемная развязка - конфликт выносится за пределы произведения.

Внесюжетные элементы композиций - название произведения (строка, содержащая имя произведения), эпиграф (цитата из другого текста предпосланная ко всему произведению или главе), посвящение (указание лица, которому предназначается или в честь которого написано произведение), эпилог (заключительная часть, прибавленная к законченному произведению.), лирическое отступление (прием, заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования).