Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
Лирика – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.
В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.
Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением состояний не только сознания, но и бытия. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. При этом лирическое творчество может обретать и религиозный характер.
Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого, обладающего ценностью.
Лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном; своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека. Лирика обретает себя главным образом в малой форме. В лирике преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы – «как можно короче и как можно полнее».
Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом.
Мятежное, романтическое м вместе с тем горестное чувство поэта раскрывается через его впечатление от окружающего и через воспоминания о происшедшем. Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Это – весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается от него неотличимым.
Лирика не просто воспроизводит чувства автора, она их трансформирует, обогащает, создает заново, возвышает и облагораживает.
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области.
Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. («Нет имени тебе, мой дальний…»-Блок).
Но магистралью лирического творчества является поэзия не ролевая, а автопсихологическая: стихотворения, являющие собой акт прямого самовыражения поэта. Личность автора становится нам более близкой. Лирике присуща непосредственность самораскрытия автора. Лирическое произведение организуется сознанием и речью единичного субъекта.
Лирическое «я» способно обретать и бОльшую ёмкость, выходя за рамки ситуации «я-ты». Порой в одном лирическом «я» оказываются слитыми воедино несколько субъектов. Полно воспринять лирическое произведение – это значит проникнуться умонастроениями поэта, ощутить и еще раз пережить их как нечто свое собственное. Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами. Автор и его читатель образуют некое единое, нераздельное «мы». И в этом состоит особое обаяние лирики.
В лирический жанр литературы входят следующие жанры:
Ода – торжественное, патетическое произведение, прославляющее бога, отечество, монарха, выдающихся государственных лиц и их деяния…
Послание – лирическое произведение, в виде письма к реальному или вымышленному лицу. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например «К Чаадаеву».
Стансы – элегическое стихотворение, написанное обычно четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).
Элегия – лирическое стихотворение медитативного характера, чаще всего – лирический монолог, содержанием которого является неспешное философское размышление, грустное раздумье, тоска по прошлому. Элегия– жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например «Погасло дневное светило…».
Эпиграмма – небольшое сатирическое стихотворение, чаще всего обращённое против конкретного лица. Эпиграмма В. Л. Пушкина: «Змея ужалила Маркела. / „Он умер“ – Нет, змея, напротив, околела»
В лиро-эпический жанр литературы входят следующие жанры:
Баллада – небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического (мистического) содержания. Жуковский «Светлана»
Поэма – Крупное сюжетное стихотворное (реже - прозаическое) произведение, воспроизводящее интимный мир человека и объективную действительность в их соотнесённости. Лермонтов «Мцыри»
-
Литературный язык и язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные возможности языка художественной литературы. Источники языка писателя и состав художественной речи. Функционально-стилистические пласты языка и их роль в художественном тексте.
Язык литературный - наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах.
Язык художественной литературы - (иногда также поэтический язык), одно из важнейших средств художественного общения: языковая система, к-рая функционирует в обществе как орудие эстетически значимого, словесно-образного (письменного) Отражения и преобразования действительности и Но, опираясь на нормы лит. языка, Я. х. л. почти безусловно связан только осн. нормами грамматики и фонетики; что же касается норм словоупотребления, словорасположения и словотворчества, то здесь мн. запреты и предписания лит. языка оказываются под вопросом, подчиняясь у писателя “законам, им самим над собою признанным”.
Язык писателя:
Архаизм – слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка. (сей – этот, отрок – подросток)
Варваризм – слово из чужого языка, иностранность которых отчётливо осознаётся говорящим. (пейджер, комильфо)
Вульгаризм – слова грубые, применяемые в просторечии, но не допускаемые стилистическим каноном в литературном языке. (Ах, вам не хотится ль под ручку пройтиться?.. Мой милый! Конечно! Хотится, хотится..." (Э. Багрицкий).)
Диалектизм – слова или выражения, употребляемые в той или иной местности. (чупаха – грязный, шибко – сильно)
Жаргонизм – слово или выражения, принадлежащие одному из жаргонов данного языка, не считаются литературными. (Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших Кентов.)
Историзм – слова или устойчивые словосочетания, означающие исчезнувшие реалии; в отличие от архаизмов не имеют синонимов в активном словаре. (алебарда, пищаль)
Макаронизм – использование слов/словосочетаний различных языков в тексте, часто с искажением. (васисдас)
Неологизм – слово, недавно появившиеся в язык: общеязыковые/индивидуально-авторские. (прозаседавшиеся, а-б-г-д-ж-з-ком)
Окказионализм – индивидуально-авторский неологизм, использующийся исключительно в контексте произведения в качестве средства художественной выразительности. (незавоз (продуктов в магазин) , нечитабельная (книга))
Просторечие – устная некодифицированная сфера общенациональной речевой коммуникации – разговорный язык. (дурачье, нахапать, старичьё)
Славянизм - слова и выражения, а также варианты и формы слов в рус. языке, восходящие к памятникам старослав. и церковнослав. языков. ("глас", "десница", "сей", "несть числа").
Игровые приёмы
Анаграмма - перестановка в слове букв, образующая другое слово. Напр., «аперльсин – спаниель»
Каламбур - литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов, словосочетаний, сходных по звучанию. ВарЮ ВАрю.
Палиндром - фраза или стих, которые читаются слева направо и справа налево одинаково. Ленин ел.
Паронимическая аттракция:
1. народная этимология, сближение сходных по звучанию слов родного и неродного языков (или двух неродных языков) в речи. Ср.: Пустить мораль (у А. Островского), т. е. «злославить, замарать кого-либо клеветой»;
2. стилистический прием, состоящий в семантическом сближении слов, имеющих звуковое сходство. *Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов). Утро брезжит, / А дождик брызжет (Б. Слуцкий). Ах, дикарочка, дочь Икара... (А. Вознесенский). Тень Рублева - и Врубель в придачу (Л. Мартынов).
Паронимия / парономазия - литературный приём, где употребляются слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Полидор – помидор.
Состав художественной речи:
Во-первых, лексико-фразеологические средства, т.е. подбор слов и словосочетаний, имеющих разное происхождение и эмоциональное «звучание»: как общеупотребительных, так и не общеупотребительных, включая новообразования; как исконно отечественных, так и иноязычных; как отвечающих норме литературного языка, так и отклоняющихся от нее, порой весьма радикально, каковы вульгаризмы и «нецензурная» лексика.
К лексико-фразеологическим единицам примыкают морфологические (собственно грамматические) явления языка. Таковы, к примеру, уменьшительные суффиксы, укорененные в русском фольклоре. Грамматической стороне художественной речи посвящена одна из работ P.O. Якобсона, где предпринят опыт анализа системы местоимений (первого и третьего лица) в стихотворениях Пушкина «Я вас любил...» и «Что в имени тебе моем». «Контрасты, сходства и смежности различных времен и чисел, — утверждает ученый, — глагольных форм и залогов приобретают впрямь руководящую роль в композиции отдельных стихотворений». И замечает, что в такого рода поэзии (безобразной, т.е. лишенной иносказаний) «грамматические фигуры» как бы подавляют образы-иносказания.
Это, во-вторых, речевая семантика в узком смысле слова: переносные значения слов, иносказания, тропы, прежде всего — метафоры и метонимии, в которых А.А. Потебня усматривал главный, даже единственный источник поэтичности и образности. В этой своей стороне художественная словесность претворяет и досоздает те словесные ассоциации, которыми богата речевая деятельность народа и общества.
Художественно значима (особенно в стихотворной речи) фонетическая сторона произведений, на которой в начале нашего столетия была сосредоточена немецкая «слуховая филология», а вслед за ней — представители русской формальной школы.
Пласты лексики, возникшие в результате стилистического расслоения лексики языка на две большие группы:
1) книжные;
2) разговорные, отличающиеся сферой употребления и экспрессией.
Книжная лексика используется в литературно-письменной и приподнятой устной речи;
в научной, публицистической речи, в деловых документах, в языке художественных произведений.
Выделяются три семантико-стилистических разряда книжной лексики:
1) терминологическая лексика;
2) историзмы и экзотизмы;
3) архаическая и поэтическая лексика.
Разговорная лексика используется в непринужденной беседе, обычно на бытовую тему, в связи с чем данный стилистический пласт лексики называют также разговорно-бытовой лексикой.
Среди разговорной лексики выделяются три семантико-стилистических разряда:
1) просторечная лексика;
2) вульгаризмы и жаргонизмы;
3) диалектные слова и диалектизмы.
Стилистическое пласты – основной инструментарий писателя. Их различное сочетание характеризует его стиль, является средством отображения персонажей (Распутин «Прощание с Матёрой»).
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Существует 5 функциональных стилей:
1. Научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (терминологическая лексика)
2. Официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция)
3. Публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый)
4. Разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность
5. Художественный — используется в художественной литературе
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.