logo search
Литвед вопросы к экзамену

Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.

Тропы – семантически двуплановое употребление слова, реализующее одновременно два значения: прямое и переносное(сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному) , связанные либо по принципу сходства(метафора, эмблема), либо по принципу смежности (метонимия, синекдоха, перифраз), либо по принципу контраста(ирония, гипербола, оксюморон)

У многозначного слова одно из значений бывает основное, прямое, т.е. только называющее предмет, действие или признак; другие значения - переносные, связанные с прямым значением по смыслу.

Метафора – вид тропа, перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления («Как крылья, отрастали беды / И отделяли от земли»,Б. Л. Пастернак), М. — это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются. «Очарованный поток» (В. А. Жуковский), «живая колесница мирозданья» (Ф. И. Тютчев), «жизни гибельный пожар» (А. А. Блок), «И Гамлет, мысливший пугливыми шагами» (О. Э. Мандельштам) — во всех перечисленных М. различные признаки (то, чему уподобляется предмет и свойства самого предмета) представлены не в их качественной раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом нерасчлененном единстве художественного образа. Из всех тропов М. отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении (нередко — неожиданном уподоблении) самых разных предметов и явлений, по существу, по-новому осмысливая предмет, М. способна вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или периодов (образ «тройки» в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя) или даже распространяется на всё произведение (чаще стихотворение: «Телега жизни» А. С. Пушкина), М. называется развернутой.

Аллегория – (греч. allēgoría — иносказание), литературный прием или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли А. могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица. В А. присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно смысловой план первичен: образ фиксирует уже к.-л. заданную мысль. Поэтому аллегорический образ, в отличие от «самодостаточного» художественного образа (в котором оба плана принципиально неразделимы и равноценны), требует специального комментария; последний либо может быть составной частью аллегорического текста (например, басенная мораль), либо подразумеваться; так, в сюжете эпической поэмы, согласно точки зрения классицистической поэтики, персонажи античной мифологии — не только самостоятельные действующие лица, но и носители определенного, закрепленного за каждым аллегорического содержания: Диана — чистота, Любовь — то Купидон, Венера — красота» ( А. П. Сумароков , «Эпистола о стихотворстве»). Традиционная трактовка А. как однозначного иносказания обусловлена ее повышенной и «открытой» оценочностью: предметный план ее, как правило, легко разъясняется в категориях «добра» и «зла». Однако как бы ни была прямолинейна умозрительная основа А., образное, предметное ее воплощение создает дополнительные или даже новые художественные и смысловые нюансы. (Так, притчевые лев, волк, лиса и т. п. в сознании читателя уже имеют определенную репутацию и поэтому воспринимаются не только как «опредмеченные» аналоги отвлеченной морали, но и как «живые» очеловеченные типы.)

Эмблема – троп метафорического ряда, условное изображение какого-либо понятия или идеи. Основана на принципах сходства явлений жизни, отличается статичностью.

Символ – троп, слово, /предмет, условно отражающий сущность другого предмета/явления(Парус Лермонтова).