logo search
Литвед вопросы к экзамену

Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ». В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий.

В теории искусства различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. Последние создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника — это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Основные черты художественного образа:

1. обобщение. Если в самой действительности единичное может затемнять общее, то художественные образы призваны быть яркими воплощениями общего, существенного в индивидуальном.

2. Художественный образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету.

3. Художественный образ самодостаточен, он является основной формой выражения содержания в искусстве.