logo search
Литвед вопросы к экзамену

Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.

Коми́ческое - смешное, вызывающее смех, веселье, выражение жизнерадостности, душевной весёлости, жизненных сил и энергии; это форма неприятия и осуждения людьми того, что их окружает, насмешка над чем-либо. С течением исторического времени возрастает культурно-художественная значимость смеха как неотъемлемого звена повседневности — частной жизни и индивидуального общения людей. Установлено, что уже у первобытных народов смех, «привечая каждого», символизировал «дружественную и добрую компанию». Подобный смех, (его правомерно назвать индивидуально-инициативным) тесными узами связан с непринужденным, доверительным общением, с живой беседой. Он присутствует в литературе разных стран и народов. В этом отношении знаменательны и диалоги Платона («Федон», где Сократ накануне своей казни «улыбчиво» беседует и шутит со своими учениками; «Евгений Онегин» Пушкина, «Василий Теркин» Твардовского).

Индивидуально-инициативный смех может иметь и отчуждающе-насмешливый характер. Для его характеристики традиционно использовался термин ирония. Ироническая настроенность по отношению ко всему окружающему, к образу жизни людей и их привычкам была присуща древнегреческим киникам (V–IV вв. до н. э.) с их склонностью к эпатажу, злобному цинизму, уличным скандалам. Наряду с универсальной иронией, направленной на мир и человеческую жизнь в целом, существует и осмысление, смех над глубоко значимыми противоречиями жизни людей и их исторического бытия (юмор и сатира).

Юмор - вид комического, добродушный смех, одобрение под маской осмеяния (Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», Гоголь «Ревизор»)

Сатира – насмешка, иногда горькая. «Смех сквозь слезы». Отрицательное отношение писателя к предмету изображения. Критика пороков. Сатира отрицает то, что осмеивает (Гоголь «Нос», Салтыков-Щедрин «История одного города»).

Ирония – осмеяние, содержащее оценку того, что оценивается. Отличительный признак – двойной смысл: истинное противопоставлено сказанному (в басне И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» ироничны заключительные слова Муравья, обращенные к «попрыгунье Стрекозе»: «Ты все пела? это дело: так поди же, попляши!»)

Сарказм – вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку изображения. Не свойственно спокойное отношение к предмету изображения, предполагает негодование, возмущение, часто сравним с грубостью, резкостью. Жалящий смех. "Ты умрешь, окружен попечением // Дорогой и любимой семьи // (Ждущей смерти твоей с нетерпением) ... " (Н.А. Некрасов; «Славная бекеша у Ивана Ивановича! Описать нельзя: бархат! Серебро! Огонь! Господи боже мой! Чудотворец, угодник божий! Отчего же у меня нет такой бекеши» – Гоголь «Миргород»).

Гротеск – вид комического, тип условной образности, демонстрирующий нарушающийся принцип правдоподобия. В фантастическом сне Раскольникова создан гротескный образ хохочущей старухи: «Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота».

Приёмы, создающие комическое, разнообразны. Их можно разделить на две группы. Первая – приёмы, основанные на несоответствии между ожидаемым и реальным. Так, комизм фарса создаётся за счёт неожиданных падений, ошибок, нелепостей. Комическое может быть основано на гротеске – преувеличении какой-либо одной. Другая группа приёмов, создающих комическое, – сближение далёких понятий. К таким приёмам относится каламбур (сближение, основанное на схожем звучании слов, остроумие, основанное на сравнении двух объектов: Варю варю).

Сущность феномена трагического заключается в изображении неожиданно возникших страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного случая, но как неизбежное следствие его (как правило, вначале неосознаваемых) проступков или вины, обычно предопределенных судьбой, роком, некой независимой от человека внешней могучей силой. Герой трагедии, как правило, предпринимает попытки борьбы с роковой неизбежностью, восстает против Судьбы и погибает или терпит муки и страдания, демонстрируя этим акт или состояние своей внутренней свободы по отношению к внешне превышающей его силы и возможности стихии.

Чувство комического, смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем это резкое несоответствие в данном явлении, что разоблачает его неполноценность, несообразность в жизни. Смешным является обнаруженное нами несоответствие цели и средств, выбранных для её достижения; несоответствие действий и результатов, ими достигнутых. Это неожиданно обнаруженное несоответствие как бы разоблачает данное явление, обнажает его несостоятельность и тем самым вызывает чувство комического, смех.

Трагическое - одна из форм эмоционального постижения и художественного освоения жизненных противоречий; это скорбь и сострадание. В основе трагического — конфликты в жизни человека (или группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться. Трагическое и литературе запечатлевает представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей и одновременно — веру в человека, обладающего мужеством и остающегося верным себе даже перед лицом неминуемого поражения. Трагические ситуации могут включать в себя момент виновности человека (таков пушкинский «Борис Годунов»).

Чёрный юмор построен на допущении, что необратимое обратимо. Смерть отреагируется как пустяк. Для возникновения черного юмора необратимость смерти должна отчетливо осознаваться. Но то, что по смыслу должно вызвать горестное переживание, оформляется как смешное. Из-за того, что условность и противоестественность ситуации вполне воспринимаются, разрядка не может быть полной. После нее остается некоторое сомнение - а так ли уж это смешно? Но именно “повисание” эффекта черного смеха создает особую неполноту – переживание длится дольше, чем в нормальном смехе. Над черным юмором мы смеемся, но некий неприятный оттенок продолжает длиться («99 франков» Фредерик Бегбедер – злая сатира на рекламный бизнес; Ч. Буковски «Макулатура» - пошлость людских привязанностей, низость жизни).