По звуковому составу:
· Точные. Ударный гласный совпадает, а далее все звуки идут в той же последовательности, что и в первом рифмованном слове. По качеству опорного согласного могут быть богатыми (совпадают) и бедные (не совпадают). Если совпадают не только согласные, о и гласные, то рифма будет глубокая. Выделяется группа рифм, которые по своему заданию являются неточными, но в строго смысле слова таковыми не являются. Есть некоторые отклонения от звучания, которые либо не осознаются поэтом и читателем, либо закрепленные традицией. Принято их так же считать неточными.
а) Рифмы, где под ударением «и» и «ы»: жизни-отчизны;
б) Рифмы с отсечением в женском и дактилическом окончаниях конечного j: гений-тени;
в) Не различаются конечные звуки «г» и «х»: друг-дух;
г) Свободно рифмуются «н» и «нн»: сонной-иной.
· Неточные. Допускается несовпадение звуков, которые её составляют. Может достигаться различными способами. Выделяется несколько видов неточной рифмы:
а) Усеченная рифма. Наличие или отсутствие конечного согласного: карьере-истерик;
б) Рифма с заменой согласного кости-гвозди.
в) Рифма с перестановкой согласного маска-маркса.
г) Рифмы с выпадением согласного: зонтика-экзотика.
д) Неравносложные рифмы: трезвость-врезываясь.
е) Приблизительные рифмы, в которых совпадают ударные гласные и все согласные, но различаются заударные гласные: волны-безмолвно, это-поэтому.
ж) Ассонансные рифмы. Совпадают гласные, а согласные различаются: думами-угрюмую.
з) Диссонансные. Различаются ударные гласные, но согласные совпадают: спирт-спорт.
Особую группу рифм образуют:
1. Омонимическая –образованная омонимами (тожд.в произношении, но разные по значению)
2. Тавтологическая –слово рифмуется само с собой или с однокоренным словом
3. Левосторонняя/правосторонняя –рифмуется часть слова, находящаяся до ударного слога
4. Панторифма –точное воспроизведение звукового комплекта стиха в следующей строчке
5. Сквозная –отличается от панторифмы тем, что в ней рифмуются все слова соседних стихов.
По составу:
-
Простая. Рифмуются полные слова. Составная слова рифмуется с двумя/тремя самостоятельными словами: пылите-ка – политика
В XX веке стали появляться новые разновидности рифмы:
-
Экзотическая рифма. Поэты стремились избегать банальностей и использовали мало-используемые рифмы: Лоб/Мел/Бел/Гроб/Снег/Поп/Сноп/Стресс и т.д.(дно слово на строке)
Если Рифма оканчивается гласным звуком, она называется ОТКРЫТОЙ; если оканчивается согласным звуком – ЗАКРЫТОЙ. В отношении кратности повторов различают Рифмы парные, тройные, четверные и многократные.
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.