logo search
Литвед вопросы к экзамену

Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.

К двусложным относятся хорей (– Щ) и ямб (Щ —)

ХОРЕЙ — метр, образованный стопами из 2 слогов, с сильным местом (иктом) на 1-м.(«БУря мглОю нЕбо крОет» А.С.Пушкин «зимний вечер»)

ЯМБ - чередование двусложных стоп с ударением на второй (четный) слог ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…" «Онегин»).

Ломоносов полагал, что пропуск метрического ударения, или пиррихий(в трехсложных – трибрахий), является погрешностью в поэзии; высокая поэзия, особенно торжественная ода, требуют «чистых» ямбов. В девятнадцатом столетии Н.Г.Чернышевский подсчитал, что в русском языке в среднем как в поэтической, так и прозаической речи одно ударение приходится на три слога. Поэтому чистый ямб или хорей без пиррихиев возможны в том случае, когда стихотворение состоит только из слов с одним или двумя слогами. Таким образом, пропуски метрических ударений в русском ямбе и хорее при употреблении слов из трёх и более слогов неизбежны.

(Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком…(А.С. Пушкин))

СВЕРХСХЕ́МНОЕ УДАРЕ́НИЕ (внеметрическое ударение) — спондей(в трехсложном – тримакр). Ударение на слабом месте стиха. В рус. силлабо-тонич. стихосложении слоговой объем слова, несущего С. У., не может выходить за пределы слабого места стопы, т. е. в двусложных размерах (ямбе и хорее) С. У. образуется, как правило, за счет односложных слов, в трехсложных размерах (дактиле, амфибрахии, анапесте) — за счет односложных и двусложных слов (фонологичность ударения при этом роли не играет). ШвЕд, рУсский - колет, рубит, режет./Бой барабанный, клики, скрежет,      /ГрОм пУшек, топот, ржанье, стон,/И смерть, и ад со всех сторон.(А.С. Пушкин, Полтава)

 Это связано с "запретом переакцентуации" (одним из гл. законов рус. силлабо-тоники): если ударный слог слова приходится на слабое место, то безударные слоги не могут приходиться на смежное сильное. В трехсложных размерах С. У. встречается чаще, чем в двусложных; в последних — преимущ. в ямбе, где принято различать два типа С. У.: 1) совпадение схемного и С. У. в пределах одной стопы — спондей ("Дым че́рный клу́бом вве́рх лети́т", Г. Р. Державин) и 2) сочетание С. У. с пропуском схемного ударения — хориямб ("Не́т, не те́бя так пы́лко я́ люблю́", М. Ю. Лермонтов). С. У. используются и в размерах, являющихся переходными между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), расшатывая их основу (особенно в сочетании с пропусками ударений).