Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения. Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого.
Критики любят говорить, что совершенство стиха именно в том и заключается, чтобы втиснуть слова в размер, не искажая обычного строя речи.
Метр - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом. Имеет пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
Анжамбема́н (фр. enjambement, опт enjamber, «перешагнуть») в стихосложении:
— несовпадение синтаксической паузы с ритмической (концом стиха, полустишия, строфы); употребление цезуры внутри тесно связанной по смыслу группы слов.
— перенос части фразы из одной строки в другую, вызванный несовпадением интонационно-синтаксической связи с метрическим рядом. При чтении отмечается паузой, без которой стихотворение теряет ритмическую выразительность. Переноситься могут как целые слова, так и части слова». «Перенос, перескок, анжамбеман (франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть), в стихосложении несовпадение синтаксической паузы, остановки, с ритмической — концом стиха, полустишия, строфы. В классическом стихе различались 3 вида П.: rejet (конец фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet (начало фразы захватывает конец предыдущего стиха), double-rejet (фраза начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего). Если П. немногочисленны, то они служат сильным средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы; если П. многочисленны, они создают интонацию сильно прозаизированную, почти заглушающую стихотворный ритм (особенно в драматическом стихе). Избегание П. было свойственно классицизму, культивирование их — романтизму и некоторым поэтическим школам 20 в.».
Верлибр — свободный стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном — напевом). Известен в средневековой литургической поэзии (в т. ч. старославянской, где он развился при разложении силлабического антифонного стиха); был возрождён немецкими предромантиками, У. Уитменом и французскими символистами; в XX в. получил массовое распространение во всей мировой поэзии. В русской поэзии С. с. появляется в переводах и стилизациях середины XIX в.; классические образцы — у А.А. Блока («Она пришла с мороза…») и М.А. Кузьмина(«Александрийские песни»); свободное стихосложение, версификация, опирающаяся на интонационную соизмеримость строк, а не на традиционную рифму и строгий порядок расположения ударных и безударных слогов.
Ритмизированная проза – фонетически организованная проза (преимущественно ораторская) с ощутимой упорядоченностью ритма, наиболее явной перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыке фраз), в частности, проза с метрически правильным расположением ударений (обычно на каждом третьем слоге), отличающаяся от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Одна из форм, соединяющих приёмы поэзии и прозы.
- Вопросы к экзамену
- Литературоведение как наука. Литературоведение и лингвистика. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
- Литература и наука. Литература и искусство. Специфика литературы как вида искусства.
- Художественная условность в искусстве и литературе. Факт и вымысел. Процесс художественного обобщения. Виды условности.
- Образность как специфическое свойство искусства. Категория образа в литературоведении. Специфика словесно-художественного образа.
- Систематика словесно-художественных образов в литературе. Понятие мотива, топоса, архетипа.
- Понятие пафоса в литературоведении. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении.
- Событийная организация литературного произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы композиции. Сюжет и конфликт.
- Понятие о композиции литературного произведения. Элементы и уровни организации литературного текста (на примере 1 — 2 произведений).
- Художественное пространство и художественное время в литературе. Понятие о хронотопе. Хронотоп и жанровая специфика литературного произведения.
- Субъектная организация повествования в литературном произведении. Автор и повествователь, повествователь и рассказчик. Категория “ненадежного” рассказчика в литературе.
- Сказ как повествовательная форма. Приемы организации сказового повествования. Виды сказа. Сказ и несобственно-прямая речь.
- Система персонажей в литературном произведении. Действующее лицо, персонаж, характер, герой. Способы изображения персонажа в литературе.
- Принципы классификации литературных произведений. Разделение литературы по родам и видам. Понятие рода и жанра в литературе. Межродовые и внеродовые формы.
- Эпос как род литературы. Жанровая эволюция эпических произведений. Основные эпические жанры.
- Драма как род литературы. Драма и театр. Слово и действие в драматургическом произведении. Основные драматические жанры.
- Лирика как род литературы. Художественные возможности лирики. Лирический герой. Основные лирические и лиро-эпические жанры.
- Сравнение в системе изобразительно-выразительных средств языка. Способы образования сравнений. Художественные функции сравнений в литературном произведении.
- Троп. Прямое и переносное значение в тропе. Метафора, аллегория, эмблема, символ.
- Метонимия, синекдоха, перифраз, эвфемизм как виды тропов. Изобразительные и выразительные возможности тропа.
- Поэтический синтаксис. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Стилистические фигуры.
- Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие стиха. Строение стиха.
- Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.
- Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.
- Силлабическая система стихосложения. Факторы ритма в силлабическом стихе. Реформа стиха Тредиаковского — Ломоносова.
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.
- Двусложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения. Запрет переакцентуации.
- Трехсложные стихотворные размеры в силлабо-тоническом стихе. Пропуски метрических ударений. Сверхсхемные ударения.
- Дольник. Виды дольника. Тактовик. Тонический стих.
- Рифма. Принципы классификации рифм. Виды рифмовки.
- По месту в стихе:
- По типу клаузулы:
- По звуковому составу:
- Строфа. Основные виды строф. Твердые формы в стихосложении.
- Понятие о комическом в литературе. Основные виды комического. Комическое и трагическое в искусстве и литературе. Феномен “черного” юмора.
- Литературный процесс. Стадиальность литературной эволюции. Направление, течение, метод, стиль.
- Стиль в литературе: индивидуальный стиль и “большие” стили в литературе. Стилевая эклектика. Эпигонство и стилевое новаторство.
- Стиль как объект художественного изображения: стилизация, пародия, пастиш. Бурлеск и травестия в литературе.
- Текст и интертекст. Принципы интертекстуального взаимодействия литературных произведений. Реминисценция, аллюзия, центон, палимпсест.
- Понятие интерпретации в литературоведении. Интерпретация и анализ художественного текста. Интерпретация и герменевтика.
- Статус литературной классики. Классика, беллетристика, массовая литература. Литературные иерархии и репутации.