logo search
Литвед вопросы к экзамену

Метр и синтаксис. Энжанбеман. Верлибр. Ритмизованная проза.

Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения. Объектами изучения синтаксиса текста являются структурные схемы словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого, а различного рода высказывания, связанные с ситуацией речи, а также строение текста, выходящего за пределы сложного синтаксического целого.

Критики любят говорить, что совершенство стиха именно в том и заключается, чтобы втиснуть слова в размер, не искажая обычного строя речи.

 Метр - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом. Имеет пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.

Анжамбема́н (фр. enjambement, опт enjamber, «перешагнуть») в стихосложении:

— несовпадение синтаксической паузы с ритмической (концом стиха, полустишия, строфы); употребление цезуры внутри тесно связанной по смыслу группы слов.

— перенос части фразы из одной строки в другую, вызванный несовпадением интонационно-синтаксической связи с метрическим рядом. При чтении отмечается паузой, без которой стихотворение теряет ритмическую выразительность. Переноситься могут как целые слова, так и части слова». «Перенос, перескок, анжамбеман (франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть), в стихосложении несовпадение синтаксической паузы, остановки, с ритмической — концом стиха, полустишия, строфы. В классическом стихе различались 3 вида П.: rejet (конец фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet (начало фразы захватывает конец предыдущего стиха), double-rejet (фраза начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего). Если П. немногочисленны, то они служат сильным средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы; если П. многочисленны, они создают интонацию сильно прозаизированную, почти заглушающую стихотворный ритм (особенно в драматическом стихе). Избегание П. было свойственно классицизму, культивирование их — романтизму и некоторым поэтическим школам 20 в.».

Верлибр — свободный стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графическим расположением строк, в устном — напевом). Известен в средневековой литургической поэзии (в т. ч. старославянской, где он развился при разложении силлабического антифонного стиха); был возрождён немецкими предромантиками, У. Уитменом и французскими символистами; в XX в. получил массовое распространение во всей мировой поэзии. В русской поэзии С. с. появляется в переводах и стилизациях середины XIX в.; классические образцы — у А.А. Блока («Она пришла с мороза…») и М.А. Кузьмина(«Александрийские песни»); свободное стихосложение, версификация, опирающаяся на интонационную соизмеримость строк, а не на традиционную рифму и строгий порядок расположения ударных и безударных слогов.

Ритмизированная проза – фонетически организованная проза (преимущественно ораторская) с ощутимой упорядоченностью ритма, наиболее явной перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыке фраз), в частности, проза с метрически правильным расположением ударений (обычно на каждом третьем слоге), отличающаяся от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Одна из форм, соединяющих приёмы поэзии и прозы.