logo search
УМК Практикум по литературоведческому анализу на отд

Планы практических занятий и коллоквиумов

  1. Социально-психологическая повесть в творчестве А. И. Куприна

  1. Характер конфликта в повестях «Молох» и «Поединок».

  2. Социально-политические, философские и этические проблемы в повестях «Молох» и «Поединок». Проблема естественного человека и среды.

  3. Построение сюжета и система персонажей. Изображение народа (рабочих и солдат).

  4. Особенности психологизма; диалог, роль пейзажа.

Литература:

  1. Афанасьев В. Н. А. И. Куприн М., 1972.

  2. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М., 1981.

  3. Келдыш В. А. Русский реализм начала ХХ века. М. 1975.

  4. Крутикова Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971.

  5. Кулешов Ф. И. Творческий путь Куприна. Минск, 1983.

  6. Дьякова Е. А. Александр Куприн// Русская литература рубежа веков (1890-е-начвло 1920-х гг.)/ Под ред. Келдыша В. А. Кн. 1. М. 2001.

  1. М. Горький и Ницше

  1. Непринятие мещанства, традиционных ценностей «мещанского» общества в творчестве Ницше и Горького.

  2. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.

  3. Сходства и различия в позитивных программах Ницше и Горького /демократизм Горького и антидемократизм Ницше; гимн разуму и культ инстинктов/.

Литература:

  1. М. Горький. Старуха Изергиль. Макар Чудра. Хан и его сын. Челкаш. тоска. Мой спутник. Мальва. О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины. Заметки о мещанстве.

  2. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М., 1990; Антихристианин// Семерки богов. М., 1989.

  3. М. Горький: Pro et contra. СПб., 1997. Разделы 3,4.

  4. Михайловский Н. К. Еще о г. Максиме Горьком и его героях// Статьи о русской литературе 19-н.20 в. Л.,1989.

  5. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10.

  6. Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. М., 1973.

  7. Злобин В.А. К проблемам горьковской концепции человека // Вопросы горьковедения: Межвуз. сб-к. Горький, 1985.

  8. Одуев С. Ф. Тропами Заратустры. М., 1971.

  1. Роман А. Белого «Петербург»

  1. История создания и переработки романа.

  2. «Миф» о Петербурге в романе. Символ «Медного всадника».

  3. Семантическая структура романа: бинарные оппозиции, идея движения /Восток и Запад, Жизнь и Дух, Красное Домино-Белое Домино и др.; идея круговращения/.

  4. Художественное новаторство и традиции русского романа /исповедальность и комедийность; высокий пафос и гротеск; сатира и лиризм; характер символики, особенности психологизма/. Стилистическая манера.

Литература:

  1. Белый А. Петербург. М., 1978.

  2. Белый А. Петербург. М., 1981.

  3. Бердяев Н. А. Астральный роман // Его же. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. Т. 2.

  4. Долгополов Л. К. А. Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.

  5. Никитина М. А. 1905 год в романе А. Белого «Петербург»// Революция 190-1907 гг. и литература. М., 1978.

  6. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург»// Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1988.

  7. Топоров В. Н. Петербургский текст в русской литературе. СПб., 2003.