logo
УМК Практикум по литературоведческому анализу на отд

2.1.Творческое задание

2.1.1. Тематика творческих заданий

Понятие символа в теоретических выступлениях символистов.

Проблема жизнетворчества. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов идей и поэзии В. Соловьева.

Поэзия Н. Гумилева (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.).

Темы, мотивы, способы создания художественной образности в творчестве М. Волошина (по одному из поэтических сборников)

Символистская концепция всеединства.

Вячеслав Иванов – теоретик символизма.

Революционный романтизм в поэме А. Блока "Двенадцать"

Поэма А. Блока «Двенадцать»: особенности интерпретации в литературоведении и критике.

Особенности композиции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Стихотворение А. Блока «Скифы» и традиции русской литературы.

Историзм А. Блока в позднем творчестве.

Лирический герой ранней поэзии Н. Гумилева.

Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии н. 20 в.: творчество В. Ходасевича.

Темы, мотивы, образы лирики «Персидских мотивов» С. Есенина. Лики лирического героя.

Лиро-эпос С. Есенина: «Анна Снегина» и «Черный человек».

Библейские мотивы в творчестве С. Есенина.

С. Есенин и имажинизм.

С. Есенин и новокрестьянская поэзия.

Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.

«Поэма без героя» А. Ахматовой: жанр, структура, стих.

Трагические противоречия эпохи и их отражение в поэзии А. Ахматовой

М. Цветаева "Царь - Девица": жанр, структура, стих.

Фольклорная основа поэм «Царь-Девица», «Переулочки», «Егорушка», «Молодец».

"Русская усобица" в стихотворениях М. Цветаевой

Лирический герой в раннем творчестве В. Маяковского

Поэма В. Маяковского "Хорошо": особенности поэтики.

В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.

2.1.2. Цель и задачи выполнения творческого задания - представить основные методологические принципы и методические приемы исследования данной области истории литературы;

2.1.3. Описание

Собрать необходимый литературный и критический материал ( в соответствии с темой творческого задания), произвести систематизацию и анализ художественных текстов и критики в заданном ключе. Представить в работе самостоятельный анализ литературного текста. Проанализировать особенности поэтики.

2.1.4. Требования к выполнению реферата (см. методические рекомендации)

Работа должна содержать самостоятельный анализ нескольких литературных и литературно-критических источников, на примере которых будет раскрываться заявленная тема. Их необходимо указать в конце реферата, в разделе «Список использованной литературы». Освещение выбранной темы должно быть конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Освещение выбранной темы должно быть научным, конкретным, подтвержденным цитатами. При цитировании ссылки на источник обязательны.

Отчет представляется в виде доклада ( с письменным конспектом) объемом 10 страниц.

2.1.5. Критерии оценки творческого задания

В процессе работы над творческим заданием студент должен продемонстрировать способность ориентироваться в литературоведческом и литературно-критическом материале, но при этом вырабатывать собственный взгляд на проблему. Основные критерии – самостоятельность, научность, глубина погружения в проблему.

Модуль 3. Русская проза 1930-1940-х гг.

1. Комплексная цель модуля - воссоздать культурно-исторический фон русской литературы ХХ века;

совершенствовать навыки интерпретации и анализа произведений русской литературы, созданных в эпоху модернизма; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется художественная литература и культура этого периода.