logo
УМК Практикум по литературоведческому анализу на отд

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» (профиль подготовки «Прикладная филология (Русский язык)» и основной образовательной программой по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики ЮФУ, настоящая дисциплина включается в базовую часть профессионального цикла (Б3). Базу для ее изучения составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках таких дисциплин, как «Философия», «Введение в литературоведение», «История русской литературы», «История мировой литературы», «Введение в теорию коммуникации». В свою очередь овладение компетенциями в рамках данного курса оказывается необходимым при освоении теоретико—и историко-литературных выборных дисциплин, курсов филологического обеспечения профессиональной коммуникации, при прохождении педагогической практики (в рамках магистратуры), при написании выпускной квалификационной работы и т.д.

На изучение дисциплины отводится 144 часа: 78 часа аудиторных занятий и 66 часов самостоятельной работы студентов – на 3 курсе в 5 семестре и на 4 курсе в 6 семестре.

  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВПО:

общекультурных:

владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умение использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

общепрофессиональных:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности:

способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности:

умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-10);

готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

в прикладной деятельности:

владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

владение базовыми навыками доработки и обработки (например, комментирование, реферирование) литературоведческих текстов (ПК-13).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

историю русской литературы первой половины ХХ века, разнообразные точки зрения ученых по этому вопросу;

основные направления и художественные течения в русской литературе начала ХХ века в их жанровом и стилевом многообразии;

уметь:

анализировать литературный текст, выявляя его проблематику, жанровое и стилевое своеобразие;

определить место изучаемого литературного произведения как в истории русской литературы, так и в истории мировой литературы;

вести дискуссии на профессионально ориентированные темы;

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

владеть:

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;

основным методами и приемами анализа литературного произведения.