logo
УМК Практикум по литературоведческому анализу на отд

15. Проблематика романа-эпопеи «Тихий Дон». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений.

  1. Изображение трагических событий эпохи. Место произведения в «чистокровном реализме» (М. Шолохов).

  2. Григорий Мелехов как художественный тип эпохи. Споры о трагедийности образа. Сущность трагического у Шолохова.

  3. Принципы изображения характеров. Личность и история в идейно-художественной системе эпопеи. Мастерство диалога.

  4. Изображение семьи, «родового человека». Роль «родового начала» в эпоху исторических потрясений. Явление катарсиса в творчестве Шолохова.

Литература:

  1. Бирюков Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1980.

  2. Петелин В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества. М., 1986.

  3. Хватов А. На стрежне века: Художественный мир Шолохова. М., 1978.

  4. Костин Е. А. Художественный мир писателя как объект эстетики /Очерки эстетики М. А. Шолохова/. Вильнюс, 1990.

  5. Оцуп Н. М. М. А. Шолохов // Шолохов и русское зарубежье. М., 2003.

  6. Палиевский П. В. Мировое значение Шолохова // Его же. Шолохов и Булгаков. М., 1999.

  7. Ермолаев Г. С. Михаил Шолохов и его творчество. СПб. 2000.

  8. Соболенко В. Н. Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона М. А. Шолохова») М. 1986.

  9. Семенова С. Г. Мир правды Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 83-168.

  10. Кузнецов Ф. Ф. Шолохов и «Анти-Шолохов»: Конец литературной мистификации века // Наш современник. 2000. №5-7, 11; 2001, №2,4,5.