logo search
Литвед вопросы к экзамену

Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров в силлабо-тонике.

Формируется в тех языках, где есть разделение на ударные и безударные слоги (рус, англ, нем). Самая урегулированная из систем стихосложения. Ритмическая инерция настолько высока, что любое ее нарушение фиксируется сознанием, как отклонение. Единица стиха – стопа.

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. Название которых заимствовано из метрической системы стихосложения. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. При определении размера, необходимо учитывать метр и кол-во стоп метра, которые составляют стих. Стопа является условностью и слышится только при скандировании. Чередуются сильные и слабые места (сильные – при скандировании ставится ударение, хотя реально его может и не быть; слабые – ударения нет, хотя реально может и присутствовать). Могут проявляться доп.ударения(сверхсистемные) или наоборот могут пропускаться, т.е. ударения, которые мыслятся как обязательные(системные). В двухсложных размерах могут проявляться стопы пиррихия и спондея, а в трехсложных – бакхий, трибрахий, антибакхий и т.д.Знать забило сердечко тревогу/Все лицо твоё вспыхнуло вдруг(Амфимакр в первой стопе первой строки, бакхий во второй стопе второй строки, основной размер – анапест)

 В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

В зависимости от количества слабых мест в стопе выделяют две группы стоп и два вида силлабо-тонических размеров: двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей с ударением на первый слог (– Щ) и ямб с ударением на второй (Щ —), к трёхсложным – дактиль с ударением на первый (– Щ Щ), амфибрахий – на второй (Щ – Щ) и анапест с ударением на третьем слоге (Щ Щ —).

В рус. поэзии из-за особенностей лексического состава языка трёхсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому трёхсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их музыкальности (вернее – о естественности). В них достаточно редко происходят так называемые стопные замены, которые встречаются в хореических и ямбических стихах, потому что в них довольно часто на сильное место попадает безударный слог, а чуть реже на слабое – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух слабых мест) и спондей (из двух сильных мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок.