logo search
Литвед вопросы к экзамену

Метрическая система стихосложения. Основные виды стоп и стихотворных размеров. Логаэд.

Метрическая система стихосложения (от греч.— мера) присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются по долготе, т. е. по времени произношения одного долгого слога приравнивается ко времени произношения двух кратких слогов , и это отличие является важным и существенным признаком фонетического строя языка (к таким языкам относились древнегреческий и латинский, из современных — арабский). В латинском языке, например, от долготы последних гласных звуков зависело место ударения в слове, а иногда даже грамматическая форма. Поэтому различие в долготе и краткости звуков было более заметно, чем различие ударного и безударного.

Единица стиха – мора (относительное кол-во времени для произнесения одного краткого слога. Т.е. краткий слог – 1 мора, длинный – 2 моры.

СТОПА – регулярно повторяющаяся группа слогов, составляемая опр. кол-ва мор и подчиненная одному главному ритмическому ударению. Может насчитываться от трёх до щести мор, а стопы с меньшим или большим кол-вом мор считаются невозможными. По отношению к ритм. ударению, в стопе выделяется сильная часть(тесис) и слабая часть(арсис)

Брахиколон– односложный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько. Таццу Такамаро, «Regeneration»

 Ямб— двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа                  

Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно, до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)

ЛОГАЭДЫ— (от греч. logaoidikós — прозаически-стихотворный), в метрическом стихосложении — стихи, образованные сочетанием 4-морных стоп (дактиль, анапест) с 3-морными (ямб, хорей); ритм в таком стихе был менее ровен, чем в равнодольном, отсюда название. Употреблялись в лирике и в хоровых частях трагедий. Втоническом стихосложении — стихи, в которых ударения располагаются внутри стиха с неравными слоговыми промежутками, и это расположение ударений точно повторяется из стиха в стих. Употребляются преимущественно в переводах античной и восточной поэзии. смешанные размеры в античной метрике, в к-рых ритмическая единица состоит из различных стоп — хореев, ямбов и дактилей, — а не из одинаковых, по обыкновению. К Л. относятся стихи: адонисов, ферекратеев, просодический, гликонов, алкеев 10-сложный и др., а также строфы асклепиадовские, сапфические и др.

  В русской метрике к Л. относят такие виды тонического стиха, в к-рых число безударных между ударными слогами колеблется от двух до одного, создавая то ямбические, то дактилические группы: у Сумарокова в его «Гимне Венере», который является подражанием «Гимна к Афродите» Сапфо.