logo search
Отечественная лит-ра

Тема России в поэзии Блока и Есенина

Тема Родины в творчестве С.А. Есенина

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

В более позднем стихотворении “Край любимый, сердцу снятся...” мы чувствуем, что поэт сливается с природой: “я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже “гарь в небесном коромысле”. Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), чувствует боль ощенившейся собаки (“Песнь о собаке”), сопереживает раненой лисице (“Лисица”).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах.

Сходные мотивы звучат в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Чувства “теплой грусти” и “холодной скорби” так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и “молитвословный” ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях “Русь уходящая”, “Письмо к матери”, “Хулиган”, “Я последний поэт деревни”. В произведении “Письмо к женщине” поэт ощущает себя “в развороченном бурей быте”. Он мучается, потому что не поймет, “куда несет нас рок событий”. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая...” поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”, то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное “я”.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет “железный гость”. В стихотворениях “Сорокоуст”, “Возвращение на родину”, “Русь советская” поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять “Коммуной вздыбленную Русь”.

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения “Письмо к матери”, “Письмо от матери”, “Ответ” написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет “революцией великой”. Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: “она придет, желанная пора!”

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях “Баллада о двадцати шести” и “Анна Снегина”. Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном “великих штатов СССР”. Ведь даже в “Персидских мотивах” Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их “шафрановому краю”.

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

“Гений - всегда народен”, - сказал Александр Блок. Пожалуй, эти слова можно отнести к любому писателю, чьи произведения принято называть мировой классикой. И речь здесь идет не только о “доступности” произведений широчайшему кругу читателей или о темах, касающихся народа буквально. Блок очень точно уловил ту зависимость, которая существует между одаренностью и особым чувством Родины. Каждый в той или иной степени ощущает свою связь с народом, а значит, и с Родиной, потому что эти два понятия неразделимы. Человек же поистине великий, способный “подняться” над современностью и взглянуть “сверху”, должен особенно чувствовать эту связь, ощущать свою принадлежность к плеяде верных сынов своего отечества. При этом не имеет значения конкретный временной период и определенная страна - ведь понятия “народ” и “гений” вечны.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: “капустные грядки красной водой поливает восход”, “березы стоят, как большие свечки”. Даже “крапива обрядилась ярким перламутром” в стихотворении “С добрым утром”.

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” и “Запели тесаные дроги...” подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

Христианские мотивы не случайны - речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ “поминальных крестов”, тема “холодной скорби”. Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви “до радости и боли”. Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без “озерной тоски”, без капли горечи... “Не отдам я эти цепи”, - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. “Цепи” привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле “Русь”. Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия “Русь”. Есенин вводит картины народного быта (“А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров”), а также фольклорные образы: здесь и “нечисть лесная” и колдуны.

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает “годину невзгод”: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие - рекрутский набор в деревне - выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

Символичны и герои цикла - “Пахари мирные”. Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, - мирный крестьянский труд, “грабли, соха и коса”. Недаром это “родина кроткая”, поэтому воинам после битвы снится “над лучами веселый покос”. Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России. Одними из первых крупных его произведений были поэмы “Марфа Посадница” и “Песнь о Евпатии Коловрате”, а позднее - “Пугачев”. Персонажи этих поэм - герои, чьи имена хранит память народная, эпические, почти былинные богатыри. Главной антитезой всех есенинских произведений исторической тематики является “воля - неволя”. Свобода для русского человека всегда была высшей ценностью, за которую не страшно вступить в бой и с самим антихристом. Новгородская вольность - идеал поэта, который впоследствии приведет его к принятию революционной идеи.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. “Светлое будущее” он воспринял как приход к “крестьянскому раю”, то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое “государство благоденствия” Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

Героям “Небесного барабанщика”, творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует “рать смуглая, рать дружная”, предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: “слюна иконная”, “лай колоколов”.

Есенин понимает, что для создания “крестьянского рая” необходимо пожертвовать прежней Родиной - дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое “в ризах образа” и “на лугах веселый пляс”. Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец “луговой Иордань”, где верят в нового бога, “без креста и мух”, и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. “...Идет совсем не тот социализм, о котором я думал”, - говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении “Письмо к женщине”, где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению “Сорокоуст”, где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

Уже без юношеской романтики, с позиций зрелого человека Есенин смотрит на происходящее и рисует реальные картины народной жизни. В поэме “Анна Снегина” он показывает, чем закончилась для русской деревни “борьба за Инонию”. К власти пришли такие, как братья Оглоблины, Прон и Лабутя: “Их нужно б в тюрьму за тюрьмой...” Поход небесного барабанщика завел в тупик:

Но это - его Родина, и лирический герой не способен от нее отречься, что бы ни случилось. Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать “возвращение на Родину”, в созвучии со стихотворением 1924 года Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 198.

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что “в одну реку нельзя войти дважды”. Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней - мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни... Навсегда ушла прежняя Родина. Жизнь - это бушующее море, но теперь на гребне волны уже другое поколение (“Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как “пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны”. Единственное, что у него осталось - это “Милая лира” и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот “край осиротелый” уже не тот, что раньше (“Колокольня без креста”, “Капитал” вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, “родины кроткой”. Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания, ни “гуща бурь и вьюг” не смогли порвать “цепей”, о которых писал Есенин в самом начале своего пути.

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово “Родина”: она “кроткая” и “буйственная” одновременно.

Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений “Русь Советская”:

Блок

Стихотворение «Русь» - одно из первых, посвящённых России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Блок. Стремясь постигнуть дух России, поэт в воображении охватывает единым взором старую Русь с её древними поверьями, сказками, ворожеями, с её метелями и нечистой силой в «снеговых столбах», с богомольцами и странниками, которые ходили с посохом – клюкой. Когда перед мысленным взором поэта прошли эти картины и герои, когда открылась ему и была пережита им эта поэзия древнего мироощущения, ещё живого в России ХХ века, поэт вправе воскликнуть:

Следующие строфы – как исповедь и как попытка переосмыслить весь свой предыдущий жизненный путь и всю систему личных и всех духовных отношений. Именно Русь спасла поэта от потери духовной чистоты. Стихотворение «Россия»(1908) Читая его, мы отчётливо видим перекличку со стихотворением «Русь», только здесь стилизация под народную песню и сказку уступила другим символам, наполненным реалистическим содержанием. Образ дороги со всеми её приметами проходит через всё произведение. Он возникает в первой строфе:

Эти ёмкие художественные детали – опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину. Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором. И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Как предчувствие трагической судьбы России, предугаданной гением, звучат и сегодня потрясающие пророческие строки стихотворения:

ЦИКЛ «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» (1908) вдохновенно воспевает Русь, - это и предчувствие грядущих бурь, и предвидение трагедий ХХ века. Судьба России, осмысленная через такую историческую веху, какой была Куликовская битва подана как сплетения и взаимопереходы патриотической устремлённости русского воина накануне битвы и современного поэту человека, тоже патриота, но предчувствующего грозные события нового века. Первые строфы первого стихотворения передают душевное напряжение русича, который понимает, что судьба России и его личная решится завтра. Поэтому пронзительные ноты не то прощание с родной землёй, когда человек окидывает любовным взглядом окрестность и в этой любви к раскинувшимся просторам степи и реки черпает силы для предстоящей битвы. Не то это прозрения и тревожные предчувствия лирического героя – современника, ищущего в стойкости предков духовную опору в драмах нового века. Эти два пласта чувствования переданы рядом символов, вписанных в пейзаж грозного трагического движения:

Второе и третье стихотворения приближают читателя к мировосприятию русского воина, в котором есть ощущение общности судьбы со всем воинством русским и с другом:

Он вспоминает мать, жену. В четвёртом стихотворении снова запечатлено слияние духовной сути русича и современника, который унаследовал и вобрал в себя, в свою душу, тревоги, ему передано в наследство не только патриотическое чувство, но и тоска вместе с предугадыванием грядущих битв и трагедий. Поэт говорит своим современникам: прошлое не ушло, оно с нами, оно учит. Пятое стихотворение возвращает читателя из мглы веков к современности. Поле Куликово осмысливается как метафора России. Последняя строка звучит страстным и грозным предостережением:

Теперь твой час настал. – Молись!

«СОЛОВЬИНЫЙ САД «(1915) Блок с особой остротой ощущал страшные противоречия жизни. Шла первая мировая война. В поэме Блок как бы вступает в полемику с самим собой, с прежним Блоком, воспевавшим любовь как высшую гармонию, способную преобразить мир. Поэма разбита на 7 главок, и это имеет символическое значение. Согласно библейской легенде Бог создал мир за 7 дней и завещал человеку 6 дней трудиться, а на седьмой отдыхать. Сюжет поэмы напоминает народную сказку, где герой, соблазнившись некоей красавицей, остаётся, как ему кажется, ненадолго в её зачарованном дворце. Вернувшись, он с ужасом узнаёт, что отсутствовал дома долгие годы и теперь никому не нужен. Основу композиции этой типично романтической поэмы составляет конкретное противопоставление двух взаимоисключающих путей. Один из них – повседневный нелёгкий труд. В начале поэмы герой выламывает на морском берегу куски скал и отвозит их на осле к железной дороге мимо ограды соловьиного сада. Соловьиный сад в поэме - это тот же волшебный дворец из сказки. Возникает возможность второго пути. Сад завлекает музыкой, заставляет забыть «о пути каменистом, о товарище бедном моём». Конечно, музыка жизни не такая сладко – звучная, как музыка соловьиного сада, но она властно зовёт к себе. Покинув соловьиный сад, герой спешит вернуться к своим обязанностям. Однако его настигает возмездие. За время его отсутствия жизнь изменилась, он стал ей чужим. Нет ни его хижины, ни его осла, на его месте трудится другой. Так, прибегая к приёму антитезы, Блок противопоставляет в поэме 2 представления о смысле жизни. Человек должен мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается его подлинная связь с жизнью, его предназначение.

ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ»(1918) После значительного поэтического молчания эта поэма была написана как- будто в озарении, за несколько дней. Январь 1918 года – дата создания поэмы, опубликована в газете эсеров «Знамя труда». Поэма получила своё название от числа (12) апостолов Христа. 12 героев, красногвардейцев предопределило название поэмы – 12 глав. Блок хотел изобразить коллективное сознание, коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу. Поэма до сих пор неоднозначно трактуется исследователями, хотя её художественные достоинства никем не оправдываются. Вот два разных взгляда на содержание поэмы.

•  Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии очеловечения». О своём безоговорочном принятии революции Блок открыто заявил в ст. «Интеллигенция и революция». Художественным выражением этого признания стала поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Поэма написана в ту исключительную «пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла своё выражение в поэме. Её действие развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий («Ветер, ветер – На всём белом свете!», он «гуляет», «свищет», «и зол, и рад». Романтические образы ветра, метели имеют и символический смысл. На основе содержания поэмы – «буря» в море жизни. Строя сюжет, Блок использует приём контраста, который заявлен уже в первых строках: «Чёрный вечер. Белый снег». Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в двух первых главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуя, «товарища – пока», «барыни в каракуле», уличных проституток…). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». Блок не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все её крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!») и готовые его исполнить: «Товарищ, винтовку держи, не трусь!..» С другой стороны, в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»:

Да и «событийная» линия поэмы – нелепое убийство красногвардейцем Петрухой своей любовницы Катьки – тоже подчёркивает неуправляемость поступков красногвардейцев и вносит в её колорит трагическую окраску. Блок видел в революции не только её величие, но и её «гримасы». Величие и правоту «революции – бури», несущей возмездие старому миру, Блок утверждает в заключительной, финальной главе поэмы, где впереди 12 красногвардейцев – «апостолов» новой жизни – возникает образ Иисуса Христа. Существуют разные трактовки исследователей поэмы блоковского Христа: символ революционера, символ будущего, сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос – художник и даже Христос – антихрист… Все эти толкования уводят от главного – образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Художественное новаторство поэмы. Поэт сумел отразить в поэме «музыку» тех дней, которая звучала и в нём самом. Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. Звучат мелодии марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, «уличную» лексику. И всё это представляет органичное целое. Вслед за этой поэмой было написано стихотворение «Скифы» - 1918 г. Противопоставляя «цивилизованный» Запад и «азиатскую» Русь, поэт от имени революционной «скифской» России призывает народы Европы покончить с «ужасами войны», вложить «вложить старый меч в ножны».

Второй взгляд на содержание поэмы: изображение гибельного пути России. Можно утверждать, что в поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание невозможности гармонии. Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у 12 красногвардейцев нет. Все их высокие порывы только внешне красивы. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – они убивают Катьку. Выходит, все абстрактные цели во имя чего – то нового (никому не понятного, не известного) сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает, но предчувствует, что его надежды на гармонию вновь не оправдаются. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут. Даже Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом». Поэтому нельзя согласиться с мнениями ряда исследователей о том, что образ Христа помогает поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости. Тем более, что и сам автор не был удовлетворён своим решением. Со временем он осознал, что его субъективное стремление обрести в революции гармонию нереальны. И когда весной 1920 года на вечере в Политехническом его попросили прочитать «Двенадцать», поэт ответил: «Я этой вещи больше не читаю». Таким образом, в революции Блок увидел стихию, согласился с её закономерным характером, но при этом разглядел её женское лицо, во многом предугадал её гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял её силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.