Отличительные черты русского сентиментализма. И.М. Карамзин
В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Официальным учреждениям абсолютистского государства сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка - залог его будущих гражданских добродетелей. Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства, или, как говорили в России в XVIII в., чувствительность. От этого слова (пофранцузски sentiment) получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на сенсуалистическую философию английского ученого, Локка, объявившего отправной точкой познания - ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей, т. е. как основа общественной солидарности.
В России сентиментализм зарождается в 60е годы, но лучшие его произведения - «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина - относятся к последнему десятилетию XVIII в. В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей - Н. С. Смирнова и И. И. Мартынова, и более обширное по своему составу - дворянское, видными деятелями которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов, Ю. А. Нелединский Мелецкий, П. И. Шаликов.
Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и идея внесословной ценности человеческой личности.
Ранний период творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. По поручению своих наставников он занимается переводами нравоучительно-религиозных произведений. Одним из них была книга швейцарского поэта Галлера «О происхождении зла». Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние масонов ощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна.
Новый, сентиментально-просветительский период, как было указано выше, начинается в 1789 г. и продолжается до лета 1793 г. И к началу этого периода т.е. в 1789 г. Карамзин порывает с масонами. В 1789-1790 годах писатель совершает путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, он издает ежемесячный «Московский журнал» (1791 -1792), в котором публикует «Письма русского путешественника», повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», а также переводы произведений западноевропейских авторов.
«Письма русского путешественника» открывают сентиментально-просветительский этап творчества Карамзина. Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины природы, и встречи с знаменитыми писателями и учеными Европы, и описание памятников истории и культуры. Просветительский характер мышления Карамзина особенно четко обрисовывается при оценке общественного строя посещаемых им стран. Явное неодобрение автора вызывает феодальная Германия.
Совершенно по-другому пишет Карамзин о Швейцарии, которая для просветителей, особенно для Руссо, была наглядным примером республиканских порядков.
Глава русского сентиментализма Н. М. Карамзин осуществляет в конце XVIII - начале XIX в. реформу стилей литературного языка. Им были провозглашены и подтверждены собственной литературной практикой принципы так называемого "нового слога". Суть его сводилась к упрощению письменной речи, освобождению её от "славянщизны", тяжеловесной книжности, схоластической высокопарности, свойственных произведениям классицизма.
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- Былина – эпический жанр. Классификация
- «Слово о полку Игореве» - героико-патриотическое произведение
- Новаторство литературы XVIII века
- 1. Литература петровского времени
- 2. Эпоха классицизма (8 вопрос)
- 3. Эпоха сентиментализма
- Эволюция жанра оды в XVII веке. Ломоносов, Державин, Радищев
- Г.Р. Державин «Фелица» (4 вопрос) а.Н. Радищев «Вольность»
- Периодизация и основные тенденции развития литературы XI – XVII веков
- Русский театр и драматургия XVIII века. Ф. Волков и а. Сумароков
- Вклад Сумарокова в развитие русского театра
- Поэзия русского классицизма. Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов
- Своеобразие поэзии Державина
- Отличительные черты русского сентиментализма. И.М. Карамзин
- Антиох Кантемир – первый русский сатирик
- Сатирическая комедия конца XVIII века. Княжнин, Капнист, Крылов
- Возникновение русской реалистической драмы. Фонвизин
- Русский романтизм, разновидности, характерные черты
- Пушкин и его роль в развитии русской культуры
- Пушкин и русская драматургия второй половины XIX века
- Народность и тематическое разнообразие басен Крылова
- Соотношение романтизма и реализма в поэзии Лермонтова
- Особенности Лермонтовской прозы
- Характерные черты гоголевского реализма
- Горький упрек «всея Руси» в произведениях Гоголя
- «Герой времени» в романах и.С. Тургенева
- Островский – создатель социальной энциклопедии русской жизни 40-80-х годов XIX века
- Образ лишнего человека в романах Гончарова («Обрыв»)
- Историческая драма в творчестве а.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»)
- Лирика а.К. Толстого
- Своеобразие национального характера в прозе н.С, Лескова
- Объекты сатиры в трилогии а.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»)
- Русское общество в романах а. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»)
- Особенности драматургии л. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»)
- Сатира м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Ф. М. Достоевский – создатель жанра полифонического романа
- Бунт и смирение героев Достоевского
- Отличительные черты прозы а.П. Чехова
- Новаторство Чехова – драматурга
- Основные мотивы прозы Куприна
- Лирическая проза и.А. Бунина
- Своеобразие творчества Леонида Андреева
- Бунтари и приспособленцы в произведениях м. Горького Конфликт двух мировоззрений в рассказе м. Горького «Челкаш»
- Тема России в поэзии Блока и Есенина
- Особенности лирики Ахматовой и Цветаевой Особенности поэтического мира Анны Ахматовой
- Революционный пафос в поэзии Маяковского
- Сатирические пьесы Маяковского («Клоп», «Баня»)
- Проблемы российской жизни в прозе м. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»)
- Своеобразие драматургии Булгакова («Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира») Драматургия м.А. Булгакова
- Жанр антиутопии в творчестве Платонова
- 2. «Великий комбинатор» Остап Бендер Ильфа и Петрова
- 2.1 Рождение Остапа Бендера
- 2.2 Воскрешение «великого комбинатора»
- Историческая тема в произведениях а. Н. Толстого («Петр I», «Хождение по мукам»)
- Русский модернизм и его разновидности
- 1.2 Символизм
- Человек и время в творчестве Шолохова
- Образ защитника Родины в литературе о вов
- Нравственные проблемы в творчестве Абрамова и Трифонова
- Основные тенденции развития драматургии 60-90-х годов XX века
- Три поколения писателей русского зарубежья, их место в отечественной литературе
- Герои рассказов в. Шукшина