Своеобразие национального характера в прозе н.С, Лескова
Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.
Его герои находятся далеко от бурных столкновений века. Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. Таких людей изображал Лесков в “Овцебыке” и “Соборянах”, в “Запечатленном ангеле” и “Захудалом роде”, в “Левше” и многих других рассказах и повестях. Удивительно непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины.
Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных исканий со щемящей силой пробуждается в их сознании, возвышая до эпического величия их скромные жизненные деяния. Все они “своему Отечеству верно преданные”, “к своей родине привержены”. В глубине России, на краю света живет в сердцах незаметных героев любовь к родной земле. К ней обращены думы непокорного протопопа Туберозова (“Соборяне”), страстно порицающего обывателей в великой утрате заботы о благе родины. В речах героя, удаленного от столичных бурь, звучат идущие от безмерной любви слова: “О мягкосердечная Русь, как ты прекрасна!”. И не смиренная, раболепная кротость восхищает непокорного протопопа, нет: он весь под обаянием скромной, но великой силы доброго самоотвержения, готовый на подвиг и сопротивление злу.
И грезит протопоп о каком-то новом чудесном храме на Руси, где будет вольно и сладко дышать внукам. О счастье народа по-своему думает и “черноземный философ” Червев; этого счастья соотечественникам своим желает и “Дон-Кихот” Рогожин (“Захудалый род”): в горячечном бреду мечтает он освободить сотни тысяч людей в России... “Очень мне за народ умереть хочется”, — говорит очарованный странник Иван Северьянович Флягин. И глубоко переживает этот “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “... тут глубине тоски дна нет... Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Наверное, в “Очарованном страннике”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности доброде-тельного мещанина и покорной благосмиренности, и широта его души, отзывчивость к чужому горю.
Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся праведники” — так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором “люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших, кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной жизни — воспитателей и наставников юных кадетов. Их нетрафаретное, глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых люди перестают быть людьми.
Среди героев Лескова и знаменитый Левша — воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. “Где стоит “Левша” — замечает Лесков, подчеркивая обобщающую мысль своего произведения, — надо читать “русский народ”.
творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ. Он выводит в своих произведениях людей самых разных сословий и кругов: и помещиков - от богачей до полунищих, и чиновников всех мастей - от министра до квартального, и духовенство - монастырское и приходское - от митрополита до дьячка, и военных разных рангов и родов оружия, и крестьян, и выходцев из крестьянства - солдат, мастеровых и всякий рабочий люд. Лесков охотно показывает разных представителей национальностей тогдашней России: украинцев, якутов, евреев, цыган, поляков... Удивительна у Лескова разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности. Нужны были исключительный жизненный опыт Лескова, его зоркость, памятливость, его языковое чутье, чтобы описать жизнь народа так пристально, с таким знанием быта, хозяйственного уклада, семейных отношений, народного творчества, народного языка.
- Историческое развитие жанра русского фольклора
- Былина – эпический жанр. Классификация
- «Слово о полку Игореве» - героико-патриотическое произведение
- Новаторство литературы XVIII века
- 1. Литература петровского времени
- 2. Эпоха классицизма (8 вопрос)
- 3. Эпоха сентиментализма
- Эволюция жанра оды в XVII веке. Ломоносов, Державин, Радищев
- Г.Р. Державин «Фелица» (4 вопрос) а.Н. Радищев «Вольность»
- Периодизация и основные тенденции развития литературы XI – XVII веков
- Русский театр и драматургия XVIII века. Ф. Волков и а. Сумароков
- Вклад Сумарокова в развитие русского театра
- Поэзия русского классицизма. Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов
- Своеобразие поэзии Державина
- Отличительные черты русского сентиментализма. И.М. Карамзин
- Антиох Кантемир – первый русский сатирик
- Сатирическая комедия конца XVIII века. Княжнин, Капнист, Крылов
- Возникновение русской реалистической драмы. Фонвизин
- Русский романтизм, разновидности, характерные черты
- Пушкин и его роль в развитии русской культуры
- Пушкин и русская драматургия второй половины XIX века
- Народность и тематическое разнообразие басен Крылова
- Соотношение романтизма и реализма в поэзии Лермонтова
- Особенности Лермонтовской прозы
- Характерные черты гоголевского реализма
- Горький упрек «всея Руси» в произведениях Гоголя
- «Герой времени» в романах и.С. Тургенева
- Островский – создатель социальной энциклопедии русской жизни 40-80-х годов XIX века
- Образ лишнего человека в романах Гончарова («Обрыв»)
- Историческая драма в творчестве а.К. Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»)
- Лирика а.К. Толстого
- Своеобразие национального характера в прозе н.С, Лескова
- Объекты сатиры в трилогии а.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»)
- Русское общество в романах а. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»)
- Особенности драматургии л. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»)
- Сатира м.Е. Салтыкова-Щедрина
- Ф. М. Достоевский – создатель жанра полифонического романа
- Бунт и смирение героев Достоевского
- Отличительные черты прозы а.П. Чехова
- Новаторство Чехова – драматурга
- Основные мотивы прозы Куприна
- Лирическая проза и.А. Бунина
- Своеобразие творчества Леонида Андреева
- Бунтари и приспособленцы в произведениях м. Горького Конфликт двух мировоззрений в рассказе м. Горького «Челкаш»
- Тема России в поэзии Блока и Есенина
- Особенности лирики Ахматовой и Цветаевой Особенности поэтического мира Анны Ахматовой
- Революционный пафос в поэзии Маяковского
- Сатирические пьесы Маяковского («Клоп», «Баня»)
- Проблемы российской жизни в прозе м. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»)
- Своеобразие драматургии Булгакова («Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира») Драматургия м.А. Булгакова
- Жанр антиутопии в творчестве Платонова
- 2. «Великий комбинатор» Остап Бендер Ильфа и Петрова
- 2.1 Рождение Остапа Бендера
- 2.2 Воскрешение «великого комбинатора»
- Историческая тема в произведениях а. Н. Толстого («Петр I», «Хождение по мукам»)
- Русский модернизм и его разновидности
- 1.2 Символизм
- Человек и время в творчестве Шолохова
- Образ защитника Родины в литературе о вов
- Нравственные проблемы в творчестве Абрамова и Трифонова
- Основные тенденции развития драматургии 60-90-х годов XX века
- Три поколения писателей русского зарубежья, их место в отечественной литературе
- Герои рассказов в. Шукшина