logo
Отечественная лит-ра

Отличительные черты прозы а.П. Чехова

Важнейшие стилевые особенности прозы А. П. Чехова 90-х. Лаконизм Еще Пушкин заметил:«Точность и краткость-вот первые достоинства прозы».Именно на этих принципах строится проза Ч.,кот сумел точно и лаконично передать правду самой обычной, буднич.жизни. Повествоват-я манера пис-ля очень своеоб-на : отказ от лирич. отступлений или прямых высказ-й, кот-е помогли бы сделать ясные выводы об авторск. отношении к событ, лицам. Его отнош-е к героям нигде не прояв-ся.Выводы должен сделать сам читатель, однако эти выводы вытекают из того худож. материала, кот. осмыслен писателем.Пи-ль подводит нас к определ-му восприятию тех проблем, кот поставлены в худ.произ-нии.Писат.отношение и должен понять чит-ль, пусть даже путем косвен. намеков.у Чех сочет-ся объективность и субъе-ть, авторское невмешательство и авт.оценка.Чех создавая свои пр-ния ориентир-ся на сотворчество с чит-лем.Его нельзя читать «бегло».(в Ионыче Вера Иосифовна Туркина знакомит гостей со своим романом, а роман написан о том, «чего никогда не бывает в жизни».Чех ирония в этом эпизоде вполне ощутима:чтение романа перебивается запахом жареного лука! Шаблонная фраза «Мороз крепчал» резко контрастирует с летним днем. На слушателей оказ-ет воздейс-е вовсе не роман, а доносящаяся до них нар. песня «Лучинушка», т.к. в ней было то, «что не бывает в романе, и что бывает в жизни». Так прояв-ся важней. требование эстетики Чех: в ис-ве нужна только правда.Ч. вошел в рус. лит как замечат мастер новых жанр форм.Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были созданы на строгом отборе материала, на испол-нии новых приемов построении сюжета, новых принципов худ. повест-ния. Эпизодичность, фрагментарность, сюжет. незавершенность стан-ся не приемом, а принципом чех прозы.Мастер худ детали Творч.манера Ч. Строитсяв известной степени на монтажном принципе.Он широко пользуется сменой разных планов: общего, среднего, крупного.Чехов показал принципиальную важность из пользованье крупного плана поэтому он и детали подаёт крупно, чтобы они были заметны. Детали в тв-тве Ч. всегда значимы, превращаются в символ (Шинель Очумелого в «Хамелеоне», галоши и зонтик у Белекова. Вещи и предметы, конкретные детали обычно помогают лучше понять человека. В детали может проявиться самая суть характера или ситуации ( Упоминания о лошадях Старцева «в Ионыче – не просто информация». Так обозначаются узловые моменты повествования. Внимание Ч. к деталям очевидно.Ч.придавал большое значение запахам(в рас «Тол.и тон» от толстого пахло дорогим вином, а от тонкого не кофе даже, а кофейной гущей).В пейзаж. зарисовках Ч. также исп-ет детали.Чех. краткость, кот. он наз «сестрой таланта», поистне поразительны