logo
Отечественная лит-ра

Вклад Сумарокова в развитие русского театра

Светские развлечения при дворе способствовали серьезному увлечению Сумарокова театром . И в 1747 г. он создает первую национальную русскую трагедию «Хорев» на сюжет из древней русской истории. Сначала она была сыграна любительской труппой, состоявшей из учеников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.

Успех спектакля привлек внимание Елизаветы I, и трагедия была играна при дворе. В 1750 г. он был закреплен постановками труппы Федора Волкова, что подвигло Сумарокова продолжить занятия драматургией .

Начинается деятельная литературная работа Сумарокова .В 1750 г. он написал несколько пьес, тогда же представленных на придворном театре: комедию «Тресотиниус» (пародия на Тредиаковского, который к этому времени становится его литературным недругом), трагедию «Гамлет» (вольное переложение трагедии Шекспира), трагедии «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира». С этого времени с именем Сумарокова связывается создание трагедии нового типа, которая легла в основу структуры жанра и была воспринята последующими русскими драматургами.

На это время приходится окончательное оформление жанра и его проблематики в творчестве Сумарокова. Он не только становится первым отечественным драматургом, но широко вводит в пьесы политическую общественно значимую проблематику.

Ключевой проблемой его трагедий, созданных на сюжеты из истории Киевской Руси, становится проблема долга монарха перед страной и своими подданными.

Основой коллизии пьес является нарушение монархом своего долга, его несправедливые действия .В первых трагедиях это приводит к гибели подданных, которыми обычно являются влюбленные. В поздних трагедиях Сумарокова подданные представляют собой активную силу. Действия монарха вызывают протест, который выливается в восстание против царя, спасающегося волей случая. Такова

поздняя редакция трагедии «Семира». Сумароков поднимает в своих трагедиях актуальные политические, социальные и моральные проблемы современного общества, личности и государства, в частности проблему активной гражданской позиции в общественной жизни, критически оценивая роль неограниченной абсолютной монархии.Это была проповедь идей аристократической фронды

.Насыщенность политическими иллюзиями и атмосфера повышенной сентиментальной

чувствительности - отличительные черты трагедии Сумарокова.Трагедии Сумарокова присуще совершенно иное понимание сущности трагического конфликта, чем французской, подражателем которой он несправедливо считался .