logo
рослый

Идейно-эстетическое формирование писателя.

Обстоятельства, в которых находился Н. В. Гоголь в свои ранние годы, способствовали его формированию как писателя прогрессивных убеждений. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда, а детство провел в отцовском имении Васильевка (Яновщина). Его отец — один из зачинателей украинской комедии, автор пьес из народного быта. Склонный к либерализму, он дружил с В. В. Капнистом, создателем знаменитой комедии «Ябеда», своим соседом по усадьбе. При посещениях поместья Капниста ему приходилось встречаться с его сыном А. В. Капнистом, членом «Союза благоденствия» и другими декабристами. Будучи доверенным лицом и руководителем домашнего театра знатного вельможи Д. П. Трощинского, В. А. Гоголь часто приезжал вместе с женой и сыном в его роскошное поместье Кибинцы, являвшееся «украинскими Афинами». Дом Трощинского служил «средоточием для либералов», т. е. декабристов. В нем бывали С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, М. П. Бестужев-Рюмин, В. Л. Давыдов, Н. И. Лорер. Здесь юный Гоголь впервые смотрел спектакли, слушал концерты, пользовался богатейшей библиотекой магната. 1 мая 1821 года Николая Васильевича определили во второй класс Нежинской гимназии высших наук князя А. А. Безбородко. В эти годы большое влияние в гимназии имели прогрессивные профессора. С 1826 года один из них, Н. Г. Белоусов, становится инспектором, а другой, К. В. Шапалинский, директором гимназии.

Наибольшее воздействие на Гоголя оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курсы естественного, государственного и народного права. Белоусов развивал перед своими слушателями прогрессивные идеи тогдашнего времени: утверждал могущество человеческого ума, противопоставленного вере в божественные установления; отстаивал право на свободу, равенство и независимость человеческой личности; отрицал самовластье в государственном управлении; защищал пользу народного просвещения. В его лекциях и беседах со студентами явно слышались отголоски идей А. Н. Радищева, А. П; Куницына, декабристов. По словам студента Николая Котляревского, Белоусов в 1826 году, «говоря о верховной власти», спросил учеников: «Если представитель народа — государь — подл и во зло употребляет вверенную ему от народа власть, то что с ним должно делать?» Так как ученики молчали, то на поставленный вопрос ответил сам Белоусов. Он сказал, что «можно такого государя низвергнуть, убить».

Проф. Ландражин, гуляя с учениками, напевал «Марсельезу», давал им читать сочинения французских просветителей и материалистов: Монтескье, Вольтера, Гельвеция. Среди учащихся гимназии ходили запрещенные стихи Пушкина и Рылеева.

Гоголь под влиянием прогрессивно настроенного отца и, возможно, его окружения, под воздействием чтения художественной литературы, в которой он отдавал особое предпочтение Шиллеру и Пушкину, а также под благотворным руководством вольнолюбивой профессуры Нежинской гимназии проникается возвышенными целями гражданского служения. 1 марта 1828 года он уверяет свою мать: «Я всю жизнь свою обрек благу».

Во время пребывания в гимназии Гоголь охотно сближался с простым людом, с прислугой, с базарными торговцами, посещал простонародные свадьбы. Мечтая об улучшении жизни нищих, он, по воспоминаниям В. И. Любича-Романовича, школьного товарища Гоголя, говорил: «Всем бы построил дома, дал бы им землю и заставил бы работать для себя».

Гоголь этой поры весьма прохладно относился к религии, отличался жизнерадостностью, любил юмор, шутку, острое слово, увлекался театром. Участвуя в школьных спектаклях, он удивлял всех своим необыкновенным артистическим дарованием и был великолепен в роли Простаковой из комедии «Недоросль» Фонвизина, а также стариков.

В 1827 году, при переходе Гоголя в IX класс, в Нежинской гимназии по доносу реакционного проф. М. В. Билевича возникло дело о политическом и религиозном вольнодумстве прогрессивных профессоров, определявших ее лицо. Для обвинения профессоров, в особенности Н. Г. Белоусова, в вольномыслии привлекались И учащиеся. Николай Васильевич оказался одним из наиболее верных прогрессивному учителю. Он не скрывал своей враждебности к лицам, затеявшим «дело о вольнодумстве». И за это был наказан: по окончании гимназии ему следовал чин 12-го класса, а получил он чин 14-го класса. Гоголь сохранил свои симпатии к прогрессивным профессорам, оказавшимся в опале, и впоследствии.

Пристрастившись к чтению еще до гимназии, Гоголь проявил в ней склонность и к сочинительству. По воспоминаниям своих товарищей, он был организатором и активным участником ученических рукописных журналов «Северная заря» ( «Звезда») и «Метеор литературы». Среди утерянных произведений, написанных им в гимназии, называют балладу «Две рыбки», поэму «Россия под игом татар», трагедию «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», эпиграмму «Наш Вралькин в мире сем редчайший человек». Из его гимназических опытов до нас дошли лишь идиллия «Ганц Кюхельгартен», акростих «Спиридон» и стихотворение «Непогода».

Некоторые юношеские произведения Гоголя даже своими заглавиями отражают его гражданско-романтическую патетику. Наиболее полно его либеральные стремления сказались в идиллии «Ганц Кюхельгартен», сочиненной в 1827 году. Его ведущий герой, элегический романтик-индивидуалист, развенчивается Гоголем. Он оказывается слабым человеком, не способным к борьбе, увлеченным больше мечтами не о социальном благе и добре, а о собственной славе.