logo
рослый

Значение Пушкина.

Пушкин умер в расцвете своих все возраставших поэтических возможностей, не допев своих песен, не досказав своих замыслов и дум. Баратынский, разбиравший вместе с Жуковским бумаги поэта, выразил свое изумление его творческой мощью и непрекращавшимся художественным ростом: «Он только еще созревал!» С этим нельзя не согласиться. Но и в том, что он сделал, Пушкин — явление необычайное. Это величайший национально-народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший собою более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило национальное своеобразие всех основных сословий страны (дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства): их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Обличая отрицательные типы, борясь с индивидуализмом, поэт одновременно утверждал положительные характеры своей эпохи. Видя назначение литературы в духовно-нравственном воспитании, он превратил свое творчество в своеобразную школу человеческого поведения.

Пушкин с начала своего поэтического пути проявлял обостренный интерес к наиболее актуальной проблематике. Даже в исторических произведениях, в особенности в трагедии «Борис Годунов» и романе «Капитанская дочка», он откликался на злободневнейшие вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьян, общественного развития родины. Эта социальная активность, сопровождая литературную деятельность Радищева, Крылова, Грибоедова и других более ранних отечественных писателей, превратилась в основную традицию всей последующей прогрессивной отечественной литературы.

Пушкин — наиболее яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Утверждая богатство содержания художественного творчества, он писал о прозе: «Она требует мыслей и мыслей». И всеми своими произведениями, а не только прозаическими, подтверждал этот принцип. Выступив одним из самых первых певцов декабристских идей, поэт на протяжении и всего остального творчества оставался «с веком наравне». Преодолевая горечь временных сомнений, он пронес сквозь грозовые штормы своего жестокого века жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы. Это великий оптимист, светлый жизнелюбец, величайший гуманист, неутомимый пропагандист передовой идейности, объединяющей людей высокой нравственности, истинно человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви.

Именно в вольнолюбии, в защите прав обесчеловеченного человека, в народности, в интернационализме Пушкин прежде всего видел величие своего исторического дела, поэтического подвига. Об этом он и сказал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это стихотворение, определенное Белинским как «апофеоза гордого, благородного самосознания гения», является поэтической декларацией социальной роли и перспектив дальнейшего развития литературы. Свободолюбивый голос Пушкина, слышный во всех концах страны, вселял надежду на лучшее. Будучи пламенным патриотом, гордясь величавым характером своего народа и славной историей своего отечества, Пушкин не раз напоминал о его всемирно-исторической миссии как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании. Кто не помнит этих строк: «…в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир, И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир»… ( «Клеветникам России» (1831)).

Богатство содержания нашло у Пушкина совершенную форму выражения. Преодолевая классицистские и сентиментально-романтические влияния, пройдя через горнило гражданского романтизма, опираясь на достижения всех своих прогрессивных предшественников, в особенности на Фонвизина, Радищева, Крылова и Грибоедова, поэт стал родоначальником новой русской литературы как поэзии действительности. При этом герои его произведений выступают не только в социальной обусловленности своего поведения, но и в активном стремлении защитить свои человеческие права, преобразовать их окружающую среду.

Пушкин — противник абстрактного дидактизма. Предшествующая ему литература в подавляющем большинстве иллюстрировала внешне заданные морально-этические суждения, правила и нормы. Пушкин провозгласил целью поэзии «идеал, а не нравоучение», гражданственное служение обществу, народу в полноценном эстетическом воплощении. Он начал изображать социальные характеры в их конкретно-исторической сущности, в свойственных им противоречиях и обстоятельствах как выражение закономерностей реальной действительности. Этим самым его герои приобрели еще невиданную жизненную достоверность и пластическую выразительность.

Сосредоточивая пристальное внимание на внутреннем облике действующих лиц, Пушкин рисует их психологию в гармонической соразмерности с другими проявлениями. В его изображении переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются по преимуществу во внешних действиях, поступках и жестах. При этом, отчетливо намечая индивидуальные признаки, он отводит преобладающую роль их социально-типическим свойствам. Смело опираясь на народное просторечие, он сплавлял лучшие свойства словесных сокровищ нации и стал создателем нового литературного языка. Этот «общепонятный» язык отличается предельной лапидарностью, логической ясностью, прозрачностью и точностью. Характеризуя его, Гоголь метко сказал, что в каждом его слове «бездна пространства». До Пушкина русская литература имела замечательных писателей, но, но справедливым словам Чернышевского, до него «еще никто не писал таким легким и живым языком». Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

Своеобразие пушкинского творчества также в лаконизме и точности описаний природы, в сжатой, предельно экономной обрисовке обстоятельств. В его произведениях идейная содержательность, богатство мыслей великолепно сочетается с сюжетной занимательностью и идеально стройной, динамической композицией. Пушкин поражает удивительно-естественным, звучным, музыкальным, свободно, непринужденно льющимся стихом. Восхищенный поэтическим волшебством Пушкина, Чернышевский писал: «Еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты… языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть».

Пушкин смело ломал традиции резкой обособленности родовых и видовых формообразований и создавал новые виды и жанры. Как поэт он оставил неувядаемые образцы политической, философской, любовной и пейзажной лирики в самых разнообразных структурных формах. Как прозаик он воспользовался очерком, новеллой, рассказом, повестью, сказкой, романом. Им с блеском применялась и лиро-эпическая поэма — романтическая, реально-историческая и социально-бытовая. Его перу принадлежит уникальный роман в стихах. Пушкин-драматург обращался к трагедии и драме. Пушкин, публицист и критик, писал статьи, предисловия, рецензии, послесловия, полемические и информационные заметки, исторические исследования, дневники, записки и т. д. Впервые в русской литературе достоянием художника слова стало все многообразие реальной действительности.

Глубокое освоение лучших достижений мировой литературы, огромная философско-историческая культура поставили Пушкина в ряд наиболее выдающихся писателей той эпохи. Трудно назвать иного «мирообъемлющего» (Белинский), «всемирно отзывчивого» (Достоевский) поэта, который обладал бы такой способностью перевоплощения и с такой объективностью воссоздавал дух самых различных национальных культур: древне-европейской ( «Вертоград моей сестры», 1825; «В крови горит огонь желанья», 1825), восточно-мусульманской ( «Подражания Корану», 1824), испанской ( «Ночной зефир», 1824) и т. п.

Творчество Пушкина, величайшего мастера поэтического искусства, стало образцом реалистического метода и стиля. Пушкин, лирик, драматург и прозаик, оказал такое мощное влияние на развитие русской литературы, которое не поддается никакому описанию. Автор «Евгения Онегина» и «Медного всадника», «Повестей Белкина» и «Пиковой дамы» стал зачинателем многих характеров, оказавшихся в центре внимания позднейших писателей: «лишнего человека», «маленького человека», самоотверженного образа русской женщины.

Обращаясь к быту и нравам непривилегированных социальных кругов, создатель «Гробовщика» предвосхитил зарождение физиологического очерка так называемой натуральной школы. Его разработка психологии действующих лиц, в особенности в новелле «Выстрел» и повести «Пиковая дама», содействовала развитию психологической прозы. Замыслами ( «Русский Пелам») и осуществлением замечательных прозаических произведений Пушкин наметил перспективы социально-психологического романа, воссоздающего широкую картину современности. По справедливому мнению М. Горького, «Пушкин первый почувствовал, что литература— национальное дело первостепенной важности… он первый поднял звание литератора на высоту, до него недосягаемую», и поэтому он для нас — «начало всех начал». По счастливому выражению Белинского, Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, «работая для настоящего, приуготовляют будущее». Будучи самым полным выражением духовных сил России (Горький), величайшим мировым писателем, он оказал огромное влияние, кроме русской, на литературу братских народов, входящих в Советский Союз, и на литературу славянских народов.

Зарубежная более или менее прогрессивная критика давно признала Пушкина первостепенным творцом неувядаемых шедевров. В настоящее время произведения Пушкина все шире переводятся и пристально изучаются во многих странах мира. Его жизнеутверждающий оптимизм, вольнолюбие и гуманизм, ненависть к индивидуализму и эгоизму, пропаганда нравственного благородства в классически изящной форме сохраняют и в наши дни могучую, покоряющую силу. Он в подлинном смысле этого слова наш современник.