Поэма «Мцыри»
В поэме «Мцыри» использованы строки поэм «Исповедь» (1829) и «Боярин Орша» (1835—1836). Это произведение, несомненно, связано с поэмами кавказского цикла, в частности с «Измаилом-беем». Поэма «Мцыри» была завершена в 1839 году. Она появилась в первом собрании стихотворений поэта, изданном в 1840 году.
В этой поэме Лермонтов впервые подчеркнул историческую важность для Грузии союза с Россией. Тема поэмы — свобода и шире — смысл человеческого бытия. Основной идейный се пафос — протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Он не индивидуалист, не эгоист, как герои пушкинских романтических поэм. Его гордое одиночество в монастырском плену — средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу.
Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми. Но его примирение — признание внешнего бессилия при оправданности своих ничем не истребимых влечений к воле. Свобода осталась для него превыше всего. В поэме автор и главный герой, отличающийся гиперболичностью переживаний, наделенный признаками титанизма ( «рукою молнию ловил»), как бы сливаются. Поэтому Белинский и называет Мцыри «любимым идеалом» Лермонтова, а Н. Огарев — «самым ясным или единственным идеалом» поэта.
Образ Мцыри — огромное художественное обобщение. В нем воплощаются трагизм, неизбывные страдания, крайнее недовольство прогрессивных людей 30-х годов самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе, их мечта о действенно-героической жизни, их вера в силу исключительной личности, выступающей на защиту своих поруганных прав.
Романтическое содержание поэмы «Мцыри» определило и соответствующую форму его выражения. Поэма строится как патетический монолог-исповедь, развертывающийся стремительно. Ее фокус, все освещающий и себе подчиняющий, — личность молодого послушника. Исповедь Мцыри о трех днях, проведенных на воле, противопоставляется быту монастыря-тюрьмы. Динамичности композиции поэмы содействует и то, что Мцыри рассказывает старику-черкесу лишь самые яркие эпизоды своего трехдневного скитания: созерцание раскинувшейся перед ним обольстительно роскошной природы; воспоминания о детстве в родном ауле и путь к аулу; встреча с грузинкой; борьба с барсом; блуждания, приведшие его снова к монастырю; бред и сон. При этом в его рассказе главное внимание сосредоточивается не на объективных фактах и явлениях, а на отношении к ним, на впечатлениях о них, на возбужденных ими переживаниях. Каждый эпизод взволнованного рассказа Мцыри подчинен все более и более глубокому, разностороннему и обусловленному (в этом одно из наиболее ярких проявлений новаторства поэмы) раскрытию внутреннего облика беглеца. В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии.
Романтический пафос поэмы ярко сказывается и в языке. Ее лексика представляет органический сплав задушевной и патетической фразеологии. Придавая исповеди Мцыри приподнятость и возвышенность, Лермонтов насыщает его речь словами и выражениями книжного, литературно-поэтического языка: «Глазами тучи я следил»; «В торжественный хваленья час»; «Блаженство вольности познав»; «…Со всех сторон Дышала сладость бытия».
Возвышенно-поэтическому строю речи Мцыри содействуют и ее крылатые, афористические выражения: «А душу можно ль рассказать?»; «Я знал одной лишь думы власть»; «Я б вырвал слабый мой язык!». Поток огненно-гиперболических чувств, составляющих монолог Мцыри, обусловил интонационно богатую, сжатую, динамическую ( «Трудами ночи изнурен, Я лег в тени. Отрадный сон Сомкнул глаза невольно мне»), эллиптическую фразу ( «Ты жил — я также мог бы жить»), часто принимающую форму вопросов ( «А душу можно ль рассказать?») и восклицаний ( «Ты жил старик!»).
Задушевности исповеди беглеца помогают паузы и обрывы: «Прощай, отец… дай руку мне; Ты чувствуешь, моя в огне…». Тому же служит и инверсировка, определяющая эмоциональные нажимы на тех или иных словах: «Прилег между высоких трав; Прислушался…» Душевные борения Мцыри воплощаются в антитетическом построении фразы: «От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв».
Мятежно-волевая натура ведущего героя определила эмоциональную концептрнрованность подавляющего большинства эпитетов поэмы. Они строятся не на полутонах, оттенках и нейтральных красках, а на резкой определенности и полноте выражаемых ими чувств, предметов и явлений. Здесь «думы — пылкие», «взор — гордый и непреклонный», «очи — сладостные», «страсть — пламенная», «человека глас — гордый», «битвы — чудные», «конь — могучий», «песок — золотой», «поля — пышные», «свет — прекрасный», «воздух — прозрачно-золотой», «луч — палящий». Повышая до предела действенность эпитетов, Лермонтов нередко ставит на них логические ударения: «Незримый дух ее поет»; «Непроницаемой стеной».
В том же ключе эмоциональной подчеркнутости, преувеличенности, полноты и необычности красок создаются сравнения. Здесь горные хребты — «причудливые как мечты», курятся «как алтари». Облака направляют свой бег, «как будто белый караван залетных птиц из дальних стран». Шестилетний ребенок, «Как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник».
Мажорные, эмоционально экспрессивные по своей главенствующей тональности изобразительные средства поэмы способствуют яркому раскрытию ее идейной направленности — бескрайней любви к жизни, стремления к свободе и героического протеста против неволи. Восторгаясь могучей силой выразительно-изобразительных средств поэмы «Мцыри», Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.
Глубоко действенная огненно-мятежная „исполинская“ (Белинский) душа Мцыри удивительно искусно воплощается в стихе поэмы — четырехстопном ямбе с мужскими рифмами и свободной строфикой. „Удар меча“ — так назвал Белинский мужские рифмы этой поэмы, усиливающиеся их смежной расстановкой. Задушевности стиха, выражающего сердечную исповедь беглеца, много содействуют и многочисленные переносы. В стремлении к подробной психологической обрисовке внутренного облика Мцыри, в изображении обстоятельств, сформировавших его характер, проявились реалистические тенденции поэмы.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» и её значение в творчестве Лермонтова.
- Жизнеутверждающая романтика земных благ и наслаждений.
- Полемика вокруг книги а.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Поиски нового слова
- Особенности конфликта и композиции образов в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
- Проблема жанра в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
- Творчество а.А. Бестужева-Марлинского. Александр Александрович Бестужев-Марлинский 1797-1837 Биография.
- Лирика.
- Критика. Литературно-эстетические взгляды.
- Проза. Проблематика, идеи и характеры.
- Лицейская лирика.
- В Петербурге (1817—1820).
- «Руслан и Людмила».
- «Цыганы».
- Трагедия «Борис Годунов» (1824—1825).
- «Евгений Онегин» (1823—1831).
- «Капитанская дочка».
- Драматические сцены ( «Маленькие трагедии»).
- «Повести Белкина».
- Творчество Пушкина 1830-х годов.
- Ранняя лирика.
- Лирика 1836—1841 годов.
- «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Поэма «Мцыри»
- Поэма «Демон».
- «Герой нашего времени».
- Онегин и печорин
- Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
- Дельвиг Антон Антонович
- «Дубровский».
- Важнейшие биографические сведения.
- Самобытность творчества.
- Идейно-эстетическое формирование писателя.
- Драматургия.
- Пьеса «Маскарад».
- Значение Пушкина.