7.3 Форма итогового контроля – экзамен Вопросы к экзамену
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы.
3. «Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев.
4. Литература XIV-XVI вв. : темы, проблемы, произведения
5. Формирование и развитие русского классицизма. Показать на конкретных примерах.
6. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма
7.Литературно-общественное движение первой половины XIX в.: основные школы, направления, общества, кружки.
8. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова (показать на конкретных примерах)
9. Романтизм как литературное направление. Особенности романтизма в России.
10. Значение поэзии Жуковского для развития русской литературы.
11. Элегии и баллады В.А. Жуковского как выражение романтического мироощущения, их проблематика и поэтика.
12. Особенности пушкинской поэтической эпохи: обзор поэтического творчества А. Дельвига, Д. Давыдова, В. Веневитинова, Н. Языкова.
13. Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». Проблематика. Чацкий как герой времени. Язык и стиль произведения. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.
14. Периодизация творчества А.С. Пушкина. Характеристика основных этапов эволюции поэта.
15. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Эволюция лирического мира поэта.
16.Роман в стихах «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие, проблематика, особенности поэтики, образ автора, характер лирических отступлений.
17. Особенности прозы А.С. Пушкина. Художественное мастерство Пушкина-прозаика. Анализ любого произведения.
18.Повесть «Капитанская дочка» – духовное завещание А.С. Пушкина. Смысл заглавия произведения.
19. Судьба России, русского народа и власти в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
20. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Эволюция лирического героя.
21.Поэмы М.Ю. Лермонтова в контексте романтической традиции, их проблематика и поэтика.
22. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Своеобразие жанра и композиции. Проблема самопознания личности.
23. Прозаические циклы Н.В. Гоголя, их проблематика и поэтика. Сквозные образы и мотивы.
24. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»: замысел и его воплощение. Образ Хлестакова. Смысл «немой сцены».
25. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Проблематика, жанровое своеобразие, особенности композиции.
26. Основные направления общественной мысли в России второй половины XIX в. (40-60-е гг.) и их отражение в литературе и журнальных полемиках.
27. Роман И.С. Тургенев «Отцы и дети» в оценках русской критики (Антонович, Страхов, Писарев).
28. Герой и время в повестях и романах И.С. Тургенева «Ася», «Фауст», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Рудин» (2 по выбору).
29. Идейно-художественное своеобразие романа И.А. Гончарова «Обломов». Сюжетно-композиционные особенности, способы создания характеров героев.
30. Периоды творчества А.Н. Островского. Особенность драматических конфликтов и типизации героев.
31. Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Анализ стихотворений.
32. Основные черты поэтического мира Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворений.
33. Основные мотивы лирики А. Фета, образы душевных состояний. Стилистические особенности. Анализ стихотворений.
34. Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
35. Проблема нравственного самоусовершенствования и её художественное воплощение в трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
36. История создания, жанровое своеобразие книги Л.Н. Толстого «Война и мир».
37. Духовные искания главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
38. Проблематика и поэтика романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Образ князя Мышкина.
39. Проблема духовного возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
40. Новаторство драматургии А.П. Чехова. Показать на конкретных примерах.
41.Особенности прозы А.П. Чехова: темы, проблемы, герои. Анализ 1-2 произведений.
40. Общественное движение 80-90-х гг. XIX в. и его влияние на литературный процесс этого времени.
- Распределение общего объема часов по видам учебной работы
- Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:
- Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование» ( с распределением общего бюджета времени в часах) Курс 2, семестр 4
- Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)
- V. Тематика практических занятий
- Практическое занятие № 1 Пушкинская поэтическая эпоха
- Литература
- Практическое занятие № 2 Жанрово-композиционное своеобразие романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Итоги занятия.
- Литература
- Практическое занятие № 3 Поэтический мир а. Фета (1820-1892)
- Тайна и драма личной судьбы а. Фета.
- Место а. Фета в новой – послепушкинской – поэтической генерации. Темы и мотивы лирики а. Фета, образы душевных состояний, поэтическая пластика и стилистическая гармония .
- Литература
- Практическое занятие № 4 Поэзия ф.И. Тютчева (1803-1873)
- Литература
- Практическое занятие № 5 Поэтическая школа н.А. Некрасова (1821-1877)
- 1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика).
- Литература
- Практическое занятие № 6. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов
- Литература
- Практическое занятие № 7 Жанровое своеобразие романа-эпопеи л.Н. Толстого «Война и мир»
- Литература
- Практическое занятие № 7 (вариант) Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество м.Е. Салтыкова-Щедрина, н.С. Лескова, в.М. Гаршина, в.Г. Короленко
- Литература
- Практическое занятие № 8 Литература и современность (защита итоговых проектов)
- Методические рекомендации преподавателю
- VII. Требования к уровню освоения программы. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущий контроль Художественные тексты для обязательного чтения
- 3. Литература XVIII в.
- 5. Карамзин н.М. «Бедная Лиза»
- Критические статьи для обязательного чтения
- Хронологические таблицы
- Образцы карточек текущего контроля на знание текстов и биографии писателя (выполняются письменно на лекциях или практических занятиях)
- Формы промежуточного контроля
- 7.3 Форма итогового контроля – экзамен Вопросы к экзамену
- Требования к экзамену :
- VIII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Философская, научная и критическая литература общего характера
- Исследовательская литература об отдельных авторах Грибоедов а.С.
- Романтизм. Жуковский в.А.
- Пушкин а.С.
- Лермонтов ю.М.
- Тютчев ф.И.
- А.Н. Островский
- Достоевский ф.М.
- Толстой л.Н.
- Лесков н.С.
- Чехов а.П.