IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. Введение на Руси христианства и его влияние на культуру и искусство Киевской Руси.
«Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев.
Литература XIV-XVI вв. («Задонщина» как художественный отклик на Куликовскую битву, «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Повесть о Горе-Злочастии», «Житие протопопа Аввакума»). Общекультурное и художественное значение древней литературы.
3. Формирование и развитие русского классицизма. М.В. Ломоносов как ученый и поэт. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, стиль, язык. Лирика Г.Р. Державина. Воспитательная роль журналов Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума»).
Д.И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль»: проблематика, образы героев, язык комедии.
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как литературный памятник эпохи. Н.М. Карамзин – историограф. Работа над «Историей государства Российского».
5. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Периодизация, особенности литературного процесса в России начала XIX в. Литературные кружки, общества, периодические издания. Основные литературные направления .
6. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».: история создания, проблематика, образы героев. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.
7. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова.
8. Возникновение романтизма в России и в Европе: истоки и причины. Философские основы, особенности поэтики и эстетики. Роль В.А. Жуковского в формировании русского романтизма и элегической школы поэзии. Элегии и баллады в творчестве поэта-романтика.
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики.
10. Особенности прозы Пушкина, ее внутреннее многообразие. Социально-исторические, нравственно-философские проблемы. «Повести Белкина» как образец национальной эпической книги.
«Капитанская дочка» как духовное завещание поэта в прозе: история создания, проблематика, образы героев.
11. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Периоды творчества: темы, мотивы лирики , образ лирического героя., личностно-исповедальный характер стихов поэта. Цикл романтических поэм: «Мцыри», «Беглец», «Демон». Нравственный пафос «Песни про купца Калашникова..».
«Герой нашего времени» как первый опыт создания философско-психологического романа. Проблематика, композиция, система образов.
12. Особенности мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Авторские циклы как способ создания художественной целостности. Новаторство писателя в драматургии. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. Нравственные и эстетические искания Гоголя в 1840-е годы. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями».
13. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в (1840-1860 гг.). Философская платформа славянофилов и западников. Возникновение революционно-демократических идей. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в формировании общественного сознания. Роль журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» в общественно-литературной борьбе эпохи.
Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения.
14. Характеристика романного творчества И.А. Гончарова. Художественные особенности романа «Обломов». Обломов и Штольц: способы создания характеров героев. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе главного героя. И.А. Гончаров – литературный критик.
15. И.С. Тургенев. Этапы творческой эволюции писателя. «Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра. Образ России в рассказах.
Романное творчество Тургенева. Принципы характеристики героев и развития сюжета.
Художественное своеобразие стихотворений в прозе.
16. А.Н. Островский как создатель национального театра. Периоды творчества драматурга. «Славянофильские» пьесы Островского (« Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). «Гроза» как «русская трагедия». Тема искусства и судьба актеров в пьесах «Лес», «Таланты и поклонники». Сказочно-символическая поэтика «Снегурочки».
17. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Проблема нравственного самосовершенствования и её художественное воплощение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Внутреннее единство цикла «Севастопольские рассказы».
Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, духовные исканиях главных героев книги. Философские размышления писателя о роли личности в истории.
Нравственные и художественные искания Толстого в 1870-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». «Последние» произведения писателя («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат»).
18. Ф.М. Достоевский. Этапы становления писателя, общая характеристика его творчества. Роман «Бедные люди»: новый взгляд на проблему «маленького человека» в русской литературе. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Многоплановость художественной структуры романа «Братья Карамазовы». «Диалогичность и полифонизм» его романов. «Речь о Пушкине» как духовное завещание писателя .
19. Творчество А.П. Чехова. Основные мотивы и темы прозы А.П. Чехова. Сложное сочетание в системе повествования конкретности изображения и лиризма.
Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура пьес, эмоциональная атмосфера, особенности действия.
- Распределение общего объема часов по видам учебной работы
- Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:
- Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование» ( с распределением общего бюджета времени в часах) Курс 2, семестр 4
- Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)
- V. Тематика практических занятий
- Практическое занятие № 1 Пушкинская поэтическая эпоха
- Литература
- Практическое занятие № 2 Жанрово-композиционное своеобразие романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Итоги занятия.
- Литература
- Практическое занятие № 3 Поэтический мир а. Фета (1820-1892)
- Тайна и драма личной судьбы а. Фета.
- Место а. Фета в новой – послепушкинской – поэтической генерации. Темы и мотивы лирики а. Фета, образы душевных состояний, поэтическая пластика и стилистическая гармония .
- Литература
- Практическое занятие № 4 Поэзия ф.И. Тютчева (1803-1873)
- Литература
- Практическое занятие № 5 Поэтическая школа н.А. Некрасова (1821-1877)
- 1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика).
- Литература
- Практическое занятие № 6. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов
- Литература
- Практическое занятие № 7 Жанровое своеобразие романа-эпопеи л.Н. Толстого «Война и мир»
- Литература
- Практическое занятие № 7 (вариант) Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество м.Е. Салтыкова-Щедрина, н.С. Лескова, в.М. Гаршина, в.Г. Короленко
- Литература
- Практическое занятие № 8 Литература и современность (защита итоговых проектов)
- Методические рекомендации преподавателю
- VII. Требования к уровню освоения программы. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущий контроль Художественные тексты для обязательного чтения
- 3. Литература XVIII в.
- 5. Карамзин н.М. «Бедная Лиза»
- Критические статьи для обязательного чтения
- Хронологические таблицы
- Образцы карточек текущего контроля на знание текстов и биографии писателя (выполняются письменно на лекциях или практических занятиях)
- Формы промежуточного контроля
- 7.3 Форма итогового контроля – экзамен Вопросы к экзамену
- Требования к экзамену :
- VIII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Философская, научная и критическая литература общего характера
- Исследовательская литература об отдельных авторах Грибоедов а.С.
- Романтизм. Жуковский в.А.
- Пушкин а.С.
- Лермонтов ю.М.
- Тютчев ф.И.
- А.Н. Островский
- Достоевский ф.М.
- Толстой л.Н.
- Лесков н.С.
- Чехов а.П.