Практическое занятие № 7 Жанровое своеобразие романа-эпопеи л.Н. Толстого «Война и мир»
Из литературоведческих энциклопедических словарей выпишите определение термина «роман-эпопея» и подумайте, когда, при какой общественно-исторической ситуации возможно появление эпопейного произведения? Раскройте особенности эпохи 1860-х годов.
План работы
1. История создания романа.
2. Смысл заглавия книги. Принцип эпического обобщения.
3. Романное и эпопейное в книге Л.Н. Толстого, их взаимодействие. Показать, как каждая часть, глава выражает общий смысл жизни, ее закон:
1) Почему произведение начинается с описания салона А.П. Шерер? Определите авторское отношение к салону, какие художественные средства помогают понять авторскую позицию, отношение к героям (Элен, кн. Василию, кн. Андрею Болконскому, Пьеру Безухову).
2) Как раскрываются романные и эпопейные черты в сценах сражений?
Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армии (Почему русские выиграли Шенграбенское сражение, но проиграли Аустерлицкое? Какую роль сыграла батарея Тушина в Шенграбенском сражении? Победы и разочарования героев книги Л.Н. Толстого.
Подумайте, на какие две группы можно разделить участников событий первого тома по тому, как они относятся к родине, к народу, к войне, к себе? Приведите примеры из текста.
3) Духовные искания главных героев произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
Чем близки и чем далеки друг от друга Андрей Болконский и Пьер Безухов?
Как и почему изменяется характер кн. Болконского от Шенграбена и Аустерлица до Бородинского сражения?
Почему трагически обречена любовь Наташи к кн. Андрею?
Какую роль в судьбе Пьера играет его происхождение, встреча с «подлой породой» Курагиных, дружба с Андреем Болконским, участие в Бородинском сражении и общение в плену с Платоном Каратаевым?
Что отличает Наташу Ростову от других героев романа-эпопеи?. В чем источник ее обновляющей жизненной силы, неизменно действующей на кн. Андрея и Пьера? Почему историю неудавшегося побега Наташи с Анатолем Курагиным Толстой назвал «узлом, самым важным местом романа»?
Суда героев в эпилоге книги.
4) «Настоящая война». Преступление Наполеона и подвиг Кутузова. Авторское отношение к истории и роли личности в истории
5) «Дубина народной войны». Партизанское движение. Национальные особенности русского характера. Показать на конкретных примерах.
- Распределение общего объема часов по видам учебной работы
- Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Программа курса «История отечественной литературы » предполагает решение следующих задач:
- Тематический план для специальности «Связи с общественностью» и «Издательское дело и редактирование» ( с распределением общего бюджета времени в часах) Курс 2, семестр 4
- Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)
- V. Тематика практических занятий
- Практическое занятие № 1 Пушкинская поэтическая эпоха
- Литература
- Практическое занятие № 2 Жанрово-композиционное своеобразие романа а.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Итоги занятия.
- Литература
- Практическое занятие № 3 Поэтический мир а. Фета (1820-1892)
- Тайна и драма личной судьбы а. Фета.
- Место а. Фета в новой – послепушкинской – поэтической генерации. Темы и мотивы лирики а. Фета, образы душевных состояний, поэтическая пластика и стилистическая гармония .
- Литература
- Практическое занятие № 4 Поэзия ф.И. Тютчева (1803-1873)
- Литература
- Практическое занятие № 5 Поэтическая школа н.А. Некрасова (1821-1877)
- 1. «Русской земли человек замечательный». Дворянское происхождение и народные истоки мировоззрения писателя. Основные этапы творчества н.А. Некрасова, поэтические сборники (общая характеристика).
- Литература
- Практическое занятие № 6. Роман и.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов
- Литература
- Практическое занятие № 7 Жанровое своеобразие романа-эпопеи л.Н. Толстого «Война и мир»
- Литература
- Практическое занятие № 7 (вариант) Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество м.Е. Салтыкова-Щедрина, н.С. Лескова, в.М. Гаршина, в.Г. Короленко
- Литература
- Практическое занятие № 8 Литература и современность (защита итоговых проектов)
- Методические рекомендации преподавателю
- VII. Требования к уровню освоения программы. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
- Текущий контроль Художественные тексты для обязательного чтения
- 3. Литература XVIII в.
- 5. Карамзин н.М. «Бедная Лиза»
- Критические статьи для обязательного чтения
- Хронологические таблицы
- Образцы карточек текущего контроля на знание текстов и биографии писателя (выполняются письменно на лекциях или практических занятиях)
- Формы промежуточного контроля
- 7.3 Форма итогового контроля – экзамен Вопросы к экзамену
- Требования к экзамену :
- VIII. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Философская, научная и критическая литература общего характера
- Исследовательская литература об отдельных авторах Грибоедов а.С.
- Романтизм. Жуковский в.А.
- Пушкин а.С.
- Лермонтов ю.М.
- Тютчев ф.И.
- А.Н. Островский
- Достоевский ф.М.
- Толстой л.Н.
- Лесков н.С.
- Чехов а.П.