logo search
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества

1868. Родился в Нижнем Новгороде.

1892. Литературный дебют – рассказ «Макар Чудра» в в тифлисской газете «Кавказ». Затем – публикация целой серии рассказов.

1895-1898. Рассказчик и фельетонист, печатавшийся под псевдонимом Иегудиил Хламида.

1899. роман «Фома Гордеев», принесший мировую славу.

Начало ХХ века. Увлечение драматургией: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (1905), «Враги» (1906),, «Васса Железнова» (1910).

1906. Роман «Мать».

1906-1913. Живёт на острове Капри, принимает идеи богостроительства (Г.Богданов), пытаясь совместить революционную идею с божественной (повесть «Исповедь»). Ленин исключает Богданова из партии большевиков и грозит этим же Горькому.

1910. Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» - история бессмысленно прожитой жизни.

1911-1913. Сказки об Италии.

1912-1916. Цикл рассказов «По Руси».

1913-1916. Автобиографическая трилогия.

1915-1917. Издаёт журнал «Летопись» на позициях меньшевиков-интернационалистов и махистов.

С февраля 1917. Издаёт газету «Новая жизнь» со сторонниками Мартова и подвергается резкой критике Ленина.

1917-1918. цикл художественно-публицистических статей «Несвоевременные мысли», изобличающих безобразия первых месяцев революции, которая предстаёт поспешной, бессмысленной и жестокой.

С 1918. Переход на ленинские позиции.

С 1921. Живёт за границей.

1925. Роман «Дело Артамоновых».

1925-1936. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина».

1925-1928. Цикл очерков – литературных портретов.

1931. Возвращение в СССР.

1934. Создаёт Союз писателей, проводит 1-й съезд, выступая на нём с докладом.

1936. Смерть в Москве при загадочных обстоятельствах.

Раннее творчество

В начале творческого пути Горький – жёсткий реалист и вдохновенный романтик одновременно. В рассказах о босяках, бедняках, страдающих просматривается и реалистическое изображение «свинцовых мерзостей жизни» (термин из повести «Детство»), и вера в красивого, сильного человека, романтическая мечта. Потому и сами босяки романтизированы: именно они отвергают будничную жизнь, противопоставляя ей свободу и независимость, а не наоборот (рассказы «Челкаш», «Коновалов», «На соли» и др.

Горький по существу выдвигает новую концепцию человека: каждый человек – целый мир, человек – в центре всего мироздания. Горький уважает в человеке силу и не жалеет униженного за слабость, как это было принято до него. Он оптимист и, в отличие от Ф.Ницше, считает, что приход в мир нового человека – это праздник, ещё одна надежда на изменение мира к лучшему, даже если этот человек родился у бесправной женщины и в ненадлежащих условиях (рассказ «Рождение человека»). Но ведь и Иисус Христос родился в дороге.

Горький так подробно и досконально описывает физиологический и духовный процесс рождения человека, чтобы возвестить всему миру, прокричать о том, что в мир пришёл человек. Писатель придаёт этому неприметному факту значение огромного события. И это – не авторский приём, это – позиция, мировоззрение.

Макар Чудра (1892)

Сильный герой, даже если он совершает безумные поступки, симпатичен Горькому. Такова Радда, главная героиня рассказа. Но таков же и Лойко Зобар. Не случайно герои многих ранних рассказов Горького – именно цыгане. В представлении автора цыгане, не привязанные к определённому месту и определённому социуму, - самые вольные, независимые люди. Только для Лойко свобода оказалась менее значимой, чем для Радды, он согласился покориться ей, а она пожелала остаться свободной. И потому, при всей своей силе, при всей красоте, после убийства Радды и (фактически) самоубийства Лойко превращается лишь в тень своей возлюбленной, он вечно «плыл за нею по пятам» и «никак не мог поравняться» с ней.

В последней строке рассказа Горький устами рассказчика, старого цыгана Макара Чудры, называет Лойко красавцем, а Радду гордой, и этим всё сказано. Быть гордой для женщины – это всё, а быть красавцем для мужчины – ничто.

Старуха Изергиль (1894)

В центре внимания Горького вопрос: «Как жить? В чём смысл жизни?» Он не находит в этом рассказе идеал. Поиск идеала – сущность рассказа.

Дальше всех от идеала – люди, окружавшие рассказчика, старуху, а также Ларру и Данко в двух сопоставленных легендах. Очень похоже на то, что это одни и те же или очень похожие люди. Их образ жизни, философия – духовное мещанство, они являются вольными лишь по способу (живут в степи), но не по образу жизни. Им противно всё, что выше, сильнее, талантливее их.

Отсюда их злорадное, нечеловечески жестокое наказание сына орла в легенде о Ларре, которого они без всяких прав на то судили по человеческим законам. Отсюда и их добровольное согласие на рабство в легенде о Данко, ненависть к нему, оказавшемуся сильнее и благороднее их, а затем, после его гибели во имя их спасения, стремление загасить последние искры памяти о его подвиге.

Самое страшное, что в обыденной жизни эти люди могут быть весёлыми, приятными, безобидными – такими, как, например, люди из обрамления рассказа (в начале и в конце), окружающие одинокую, опустошённую Изергиль. На самом же деле им вовсе не интересно душевное состояние старухи, как и не волнует их память о Ларре и Данко.

Сама Изергиль – существо духовное: она носит в сердце эти трогательные и красивые легенды, мучительно размышляет о смысле жизни, всю жизнь тянулась к сильным, красивым людям, способным на подвиги, умеет по достоинству оценить красивое и прекрасное. Но в своём стремлении познать жизнь она была слишком жадна, эгоистична. Подлинные подвиги самопожертвования она нашла только в легендах. Огромная энергия её души растрачена почти напрасно в поисках силы, красоты и любви. Её фигура почти столь же трагична, как и фигуры Ларры и Данко.

Горький с болью вынужден признать, что в мире, где ещё сильно духовное мещанство, где гармония жизни определяется стремлением к покою, такие яркие личности, как Ларра и Данко, становятся отверженными. Расправы людей и над одним, и над другим героем одинаково мерзки. Ларра наказан за гордыню, непочитание, непослушность, желание жить по-своему, приведшие к убийству; Данко наказан за то, что, спасая людей, он слишком обеспокоил их, встал над ними и повёл их.

В сущности же – и там и там причиной расправы стало характерное для мещанства чувство – зависть: «он не такой, как мы все, и потому ему нет места среди нас». Это вечная логика посредственностей. Так что выходит, что Ларра и Данко не только противопоставлены друг другу как два полюса гордыни - безграничное самоутверждение и полное самопожертвование, - но и схожи между собой своей силой, красотой, свободой и трагической судьбой.

Каков же художественный итог рассказа? Сильная, красивая личность не гармонирует с миром, который одинаково не принял и эгоистическое превосходство, и героическое возвышение. До идеала далеко. Об этом печаль Горького.

Но в рассказе есть не только печаль, есть мечта, надежда: ведь и бессмертие Ларры, и смерть Данко оставили свой след в мире и в душах людей, а такие, как Изергиль, бережно хранят и передают эту память. Значит, гармония когда-то обязательно наступит, герой и мир придут в согласие. Когда? Как только в людях пробудится желание понять героя, дорасти, дотянуться до него, порвав мещанский футляр, преодолев стадный инстинкт.