«Поединки» Павла Петровича и Базарова.
Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.
Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.
Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.
Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:
по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);
по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;
по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);
по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.
Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.
Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.
Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.
- Литература в условиях егэ. Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
- 10 Класс
- Литература как служение
- Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
- Революционеры-демократы
- Либералы-реформаторы
- Западники
- Славянофилы
- Почвенники
- Демократическое и «чистое» искусство
- Два взгляда на обновление России
- Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества.
- Штрихи биографии и творческого пути
- Роман «Обломов».
- Обломовщина
- «Оживания» и возвращения Обломова
- «Чистота» Обломова
- Обломов и Ольга
- Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)
- Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале. Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
- Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
- Оценки главного героя и романа в целом в критике
- Терминология и понятийный аппарат
- Александр Николаевич Островский. «Гроза» Хроника жизни и творчества.
- Личность и художественный мир
- Особенности поэтики а.Н.Островского-драматурга:
- «Гроза»
- Символика названия
- Афиша. Экспозиция
- Конфликты, движущие действие
- Завязка действия
- Развитие конфликта
- Катерина и Варвара
- Сцена прощания с Тихоном
- Сцена с ключом от калитки
- Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
- Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.
- Окончание пьесы. Развязка.
- Сцена прощания с Борисом.
- Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»
- Терминология и понятийный аппарат
- Хроника жизни и творчества.
- Личность. Мировоззрение. Творчество.
- Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)
- Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
- Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову
- История Павла Петровича Кирсанова
- Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
- Базаров и его нигилизм
- «Поединки» Павла Петровича и Базарова.
- Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ххiv)
- Базаров и Одинцова.
- Базаров и Аркадий.
- Болезнь и смерть Базарова.
- Эпилог романа.
- Роман «Отцы и дети» в русской критике.
- Терминологический и понятийный аппарат
- Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» Хроника жизни и творчества.
- Личность н.А.Некрасова. «Последние песни».
- Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики.
- Муза поэта.
- Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
- «Поэт и гражданин»
- Рекомендация к анализу лирического стихотворения.
- Анализ стихотворения «Утро»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- Основные группы персонажей
- Замысел и композиция поэмы
- Идея поэмы
- Терминология и понятийный аппарат
- Фёдор Иванович Тютчев. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтического творчества ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы лирики Тютчева.
- Стихотворения ф.И.Тютчева. Аналитические наблюдения. «Фонтан».
- «Я помню время золотое…»
- «Два голоса»
- Стихи о России.
- Поэтическая философия.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтики а.А.Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
- Лаконизм лирики Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». Хроника жизни и творчества.
- Терминология и понятийный аппарат
- Сатирический роман «История одного города»
- В чём загадка ф.М.Достоевского?
- Герои Достоевского
- Петербург Достоевского
- «Бедные люди». Нравственный итог романа
- «Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению
- Теория и «бунт» Раскольникова
- Примерный план портретной характеристики героя
- Портретная характеристика Мармеладова
- Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
- Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
- «Война и мир». Особенности романа-эпопеи.
- Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материале
- Наташа Ростова в романе
- Платон Каратаев
- Сатирическое изображение великосветского общества
- Кутузов и Наполеон в романе
- А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» Хроника жизни и творчества
- 1888. Повесть «Степь».
- Признаки воспитанных людей (из письма брату Николаю)
- Поездка на остров Сахалин
- Некоторые черты эстетики Чехова
- Рассказы о серой, будничной жизни
- «Человек в футляре»
- «Ионыч»
- «Вишнёвый сад»
- 11 Класс Литературная обстановка начала хх века
- А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир
- М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества
- Чеховская традиция в пьесе «На дне»
- Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»
- Лука и Сатин
- А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать»
- 3 Тома лирики а.Блока. Эволюция лирического героя.
- Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»
- Анализ стихотворения «Коршун»
- Поэма «Двенадцать» (1918)
- С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина
- 7. Прощание с молодостью, способностью любить.
- 8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.
- Мотив родины в лирике с.А.Есенина
- Классическое школьное сочинение по лирике с.А.Есенина
- В.В.Маяковский. Лирика Стихотворение «Война объявлена»
- Вопросы к анализу стихотворений в.В.Маяковского
- Анализ стихотворения в.В.Маяковского «Война объявлена»
- Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов.
- А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои
- И.Э.Бабель (1894 – 1940). «Конармия»
- А.П.Платонов. «Котлован» (1929-1930 гг).
- Е.И.Замятин. «Мы» (1920 год)
- М.А.Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон» Художественный мир
- «Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
- Парадоксы «Тихого Дона».
- Григорий Мелехов. Этапы жизненного пути.
- Женские образы в романе.
- М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
- Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
- Основные направления развития русской прозы 2-й половины хх века.
- 1. Тема человека на войне.
- 2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
- 3. «Деревенская» проза.
- 4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
- 5 .Проза и драматургия о современной «городской» жизни
- 6.Новейшая литература постмодернизма конца хх – начала XXI века.
- 7.Русская проза нерусских авторов.
- В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир
- А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
- Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
- План представления поэта.
- Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине). Личность и художественный мир
- Зимняя ночь
- Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
- А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика
- Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)
- Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.) Личность и художественный мир
- А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.) Художественный мир
- Пушкинские традиции в поэзии в.С.Высоцкого Традиция в поэзии
- Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
- Эхо пушкинского «Эха»
- Чёрный человек
- Художник и власть
- Комическое и трагическое
- Поэтические итоги
- Содержание
- 10 Класс
- 11 Класс