Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
20 – 30-е годы.
Два основных направления: 1) революционная романтика (Э.Багрицкий, Н.Асеев, А.Безыменский, Н.Тихонов); 2) философия любви, жизни и смерти (Н.Заболоцкий, В.Луговской, П.Васильев).
Вне направлений – расцвет творчества О.Мандельштама, Б.Пастернака, М.Цветаевой.
40 -50-е годы.
Это поэтическое поколение связано с войной. К первой группе можно отнести поколение поэтов, погибших в Великую Отечественную войну: П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров, С.Гудзенко, Е.Ширман и др. Вторая большая группа поэтов – военное и послевоенное поэтическое поколение: О.Берггольц, К.Симонов, А.Сурков, А.Ахматова (расцвет творчества), М.Дудин, К.Ваншенкин, Б.Слуцкий, А.Межиров, Д.Самойлов, Я.Смеляков, А.Твардовский, С.Кирсанов, В.Рождественский, Ю.Друнина, Р.Казакова.
60 -90-е годы.
Поэтический «бум» шестидесятых развёл поэтов по нескольким направлениям, главными из которых были громкая («эстрадная») и тихая (философская) поэзия.
Гражданская поэзия («эстрадная лирика»)получила своё развитие от футуристов московской поэтической школы. Для этой поэзии характерны острая постановка злободневных проблем в их связи с вечностью и судьбой страны в сочетании с обнажённой искренностью, ощущением личной сопричастности, яркостью поэтического языка. Это поэзия не только печатная, но и звучавшая в залах и на стадионах. Её отличает множество тем, разнообразие интонаций, поиски новых художественных средств: Н.Доризо, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Глазков, А.Дементьев, Г.Горбовский, В.Высоцкий.
Философская поэзия («тихая лирика»)пошла от символизма и акмеизма петербургской поэтической школы. Для этой поэзии характерны осмысление вопросов бытия в высокохудожественной, неброской классической форме: Л.Мартынов, Е.Винокуров, И.Бродский, Б.Ахмадулина, Ю.Кузнецов, Арс.Тарковский, В.Шефнер, А.Кушнер, Ю.Мориц, Б.Окуджава.
Народно-крестьянская поэзияунаследовала лучшие традиции И.Никитина, А.Кольцова, Н.Клюева, С.Есенина. В этой поэзии – ярко выраженное природное начало, философское осмысление связи человека с землёй, с природой, с историей при яркой образности и простоте поэтической формы: Н.Рубцов, В.Боков, С.Викулов, А.Яшин, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Н.Тряпкин, О.Фокина, В.Солоухин.
Отдельно можно выделить ставшую популярной в эти годы песенную поэзию. Здесь выделяются три основных разновидности:
А) Бардовская песня. Для неё характерны острая исповедальность, предельная искренность, лиризм, романтика, поднятие запретных тем, дух независимости и раскрепощённости, некоторая приблатнённость: А.Галич, А.Городницкий, А.Дольский, А.Розенбаум, Ю.Левитанский, О.Митяев, Н.Матвеева, С.Трофимов и др.
Б) Классическая песенная поэзия. Для этой поэзии характерны упрощение содержания и поэтической формы, использование рефренов, ярких звучных фраз с целью усиления непосредственного эмоционального воздействия, особое внимание к музыкальности звучания и повторяемости ритма: Л.Ошанин, Н.Добронравов, М.Пляцковский, Л.Дербенёв, И.Резник, Л.Рубальская, М.Танич.
В) Рок-поэзия. Для этой поэзии характерны резкое высказывание передовых взглядов и ощущений своего поколения либо в прямом самовыражении (И.Тальков, Е.Летов), либо в романтических интонациях и символических образах-иносказаниях (А.Макаревич, Б.Гребенщиков, В.Цой, А.Башлачёв), либо в предельно натуралистических и грубых излияниях с элементами абсурда и антиэстетики (Ю.Шевчук, К.Кинчев, С.Шнуров). Особняком стоит чувственно-абстрактный женский рок: Мара, Земфира, С.Сурганова, Д.Арбенина.
Сатирическая поэзия.
Эта поэзия продолжает традиции С.Чёрного, В.Маяковского. Среди имён: А.Пьянов, А.Иванов, А.Вишневский, В.Гафт, Л.Филатов, В.Высоцкий.
Поэзия конца ХХ – начала ХХI века.
Молодое поэтическое поколение печатается в основном в «толстых» журналах. Нередко они возводят бессмыслицу, трёп, антиэстетизм в поэтические явления, адекватные абсурдному состоянию современной жизни и сегодняшнему клиповому мироощущению обывателя: И.Жданов, Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн.
- Литература в условиях егэ. Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
- 10 Класс
- Литература как служение
- Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
- Революционеры-демократы
- Либералы-реформаторы
- Западники
- Славянофилы
- Почвенники
- Демократическое и «чистое» искусство
- Два взгляда на обновление России
- Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества.
- Штрихи биографии и творческого пути
- Роман «Обломов».
- Обломовщина
- «Оживания» и возвращения Обломова
- «Чистота» Обломова
- Обломов и Ольга
- Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)
- Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале. Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
- Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
- Оценки главного героя и романа в целом в критике
- Терминология и понятийный аппарат
- Александр Николаевич Островский. «Гроза» Хроника жизни и творчества.
- Личность и художественный мир
- Особенности поэтики а.Н.Островского-драматурга:
- «Гроза»
- Символика названия
- Афиша. Экспозиция
- Конфликты, движущие действие
- Завязка действия
- Развитие конфликта
- Катерина и Варвара
- Сцена прощания с Тихоном
- Сцена с ключом от калитки
- Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
- Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.
- Окончание пьесы. Развязка.
- Сцена прощания с Борисом.
- Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»
- Терминология и понятийный аппарат
- Хроника жизни и творчества.
- Личность. Мировоззрение. Творчество.
- Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)
- Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
- Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову
- История Павла Петровича Кирсанова
- Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
- Базаров и его нигилизм
- «Поединки» Павла Петровича и Базарова.
- Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ххiv)
- Базаров и Одинцова.
- Базаров и Аркадий.
- Болезнь и смерть Базарова.
- Эпилог романа.
- Роман «Отцы и дети» в русской критике.
- Терминологический и понятийный аппарат
- Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» Хроника жизни и творчества.
- Личность н.А.Некрасова. «Последние песни».
- Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики.
- Муза поэта.
- Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
- «Поэт и гражданин»
- Рекомендация к анализу лирического стихотворения.
- Анализ стихотворения «Утро»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- Основные группы персонажей
- Замысел и композиция поэмы
- Идея поэмы
- Терминология и понятийный аппарат
- Фёдор Иванович Тютчев. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтического творчества ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы лирики Тютчева.
- Стихотворения ф.И.Тютчева. Аналитические наблюдения. «Фонтан».
- «Я помню время золотое…»
- «Два голоса»
- Стихи о России.
- Поэтическая философия.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтики а.А.Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
- Лаконизм лирики Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». Хроника жизни и творчества.
- Терминология и понятийный аппарат
- Сатирический роман «История одного города»
- В чём загадка ф.М.Достоевского?
- Герои Достоевского
- Петербург Достоевского
- «Бедные люди». Нравственный итог романа
- «Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению
- Теория и «бунт» Раскольникова
- Примерный план портретной характеристики героя
- Портретная характеристика Мармеладова
- Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
- Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
- «Война и мир». Особенности романа-эпопеи.
- Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материале
- Наташа Ростова в романе
- Платон Каратаев
- Сатирическое изображение великосветского общества
- Кутузов и Наполеон в романе
- А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» Хроника жизни и творчества
- 1888. Повесть «Степь».
- Признаки воспитанных людей (из письма брату Николаю)
- Поездка на остров Сахалин
- Некоторые черты эстетики Чехова
- Рассказы о серой, будничной жизни
- «Человек в футляре»
- «Ионыч»
- «Вишнёвый сад»
- 11 Класс Литературная обстановка начала хх века
- А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир
- М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества
- Чеховская традиция в пьесе «На дне»
- Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»
- Лука и Сатин
- А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать»
- 3 Тома лирики а.Блока. Эволюция лирического героя.
- Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»
- Анализ стихотворения «Коршун»
- Поэма «Двенадцать» (1918)
- С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина
- 7. Прощание с молодостью, способностью любить.
- 8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.
- Мотив родины в лирике с.А.Есенина
- Классическое школьное сочинение по лирике с.А.Есенина
- В.В.Маяковский. Лирика Стихотворение «Война объявлена»
- Вопросы к анализу стихотворений в.В.Маяковского
- Анализ стихотворения в.В.Маяковского «Война объявлена»
- Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов.
- А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои
- И.Э.Бабель (1894 – 1940). «Конармия»
- А.П.Платонов. «Котлован» (1929-1930 гг).
- Е.И.Замятин. «Мы» (1920 год)
- М.А.Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон» Художественный мир
- «Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
- Парадоксы «Тихого Дона».
- Григорий Мелехов. Этапы жизненного пути.
- Женские образы в романе.
- М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
- Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
- Основные направления развития русской прозы 2-й половины хх века.
- 1. Тема человека на войне.
- 2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
- 3. «Деревенская» проза.
- 4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
- 5 .Проза и драматургия о современной «городской» жизни
- 6.Новейшая литература постмодернизма конца хх – начала XXI века.
- 7.Русская проза нерусских авторов.
- В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир
- А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
- Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
- План представления поэта.
- Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине). Личность и художественный мир
- Зимняя ночь
- Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
- А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика
- Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)
- Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.) Личность и художественный мир
- А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.) Художественный мир
- Пушкинские традиции в поэзии в.С.Высоцкого Традиция в поэзии
- Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
- Эхо пушкинского «Эха»
- Чёрный человек
- Художник и власть
- Комическое и трагическое
- Поэтические итоги
- Содержание
- 10 Класс
- 11 Класс