logo
ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ НОВОЕ

А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир

Годы жизни: 1870 – 1938. Сын мелкого чиновника и представительницы древнего обедневшего рода татарских князей. Родился в Пензенской губернии.

С детства воспитывался в казённых заведениях – от Вдовьева дома до военного училища. Позже в своих воспоминаниях и произведениях выражал скорбь о потерянном детстве, об отсутствии системных знаний, о привитых рабских чувствах. В то же время сам был внутренне независим, бунтарь, свободная голова. Так, с офицерской службы он ушёл в отставку в знак протеста против грубости полкового командира, а на заводе чуть не подрался со старшим мастером, который был груб с рабочими.

В 23 года оказался в Киеве без гроша в кармане. Стал работать репортёром. За 6 лет освоил около 20 профессий: рекламный агент, заведующий учётом мастерской сталелитейного завода, организатор киевского атлетического общества и цирка, управляющий имением, агроном по выращиванию махорки, псаломщик, зубоврачебный мастер, актёр бродячей труппы, землемер-таксатор, детский учитель (последнее занятие считал «самым приятным»).

Литературный дебют – повесть «Молох» (журнал «Русское богатство» за 1896 год. Критик В.Воровский отметил, что он всё «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». С 1901 года сотрудничает в петербургских журналах. Круг друзей: Д.Мамин-Сибиряк, А.Чехов, М.Горький, И.Бунин, И.Репин, С.Чёрный, авиатор С.Уточкин, цирковые борцы И.Поддубный и И.Заикин, клоун Жакомино, дрессировщих А.Дуров и другие.

Куприн всегда пытался изобразить красивых, лучезарных людей, но в современности видел расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. «Врагами» он считал голый технический прогресс, мнимую буржуазную цивилизацию, тупость и рабство народа, его неразборчивость в повседневности.

Идеал Куприна восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и к «любви, верной до смерти». Любовь, по мнению писателя, - стимул расцвета личности, причём равная очистительная энергия – и в любви нежной и целомудренной, и в трепете, и в опьянении чистой страстью.

Источник его творчества и предмет художественного познания – повседневная жизнь; описываемая среда – разная: от цирка до армии, от фабрики до сельского быта и светских салонов. Герои – из обычных, рядовых людей. Истории обычно грустные, даже трагические.

Многие считают Куприна талантливым беллетристом, русским Дюма или Джеком Лондоном из-за слабого, якобы, философского наполнения его историй. Но это утверждение спорное, т.к. пристальный анализ обнаруживает философскую глубину его сочинений.

Печальны его произведения, написанные в эмиграции после 1917 года. Мир свежих чувств терпит в них поражение, наталкиваясь на различного рода сковывающие обстоятельства: муштру, пошлость или даже просто душевную вялость, слабость, беспечность.

Повесть «Олеся» (1898)

Грустный финал

Герои, любящие друг друга, расстались. Причин драмы, по Куприну, много. Герои во всём слишком разные люди, из разных миров. Чистая и непосредственная Олеся в то же время находится в плену колдовского экстаза. Благородный Иван Тимофеевич слишком слаб и вял, живёт с оглядкой, с опасением. Он – субъект официальной жизни, она – дитя природы.

Но ещё важнее пошлая обстановка, звериные инстинкты невежественной толпы, выбрасывающей из своих рядов всех, кто самобытен и непонятен.

Возвращения Олеси к людям (приход в церковь) не состоялось. Но горе ли это для Олеси? Нужно ли ей возвращаться к такимлюдям? У неё есть свой мир, в котором она чувствует себя свободно и гармонично. Этот мир не зависит от места жительства.

И потому в конце повести более жалко Ивана Тимофеевича, вынужденного жить в чуждой среде бессмысленно и одиноко.

Все точки над iв истории, рассказанной Куприным, расставить трудно, да и не нужно. От повести веет какой-то необъяснимой свежестью и таинственностью. Чистая, хоть и наивная, Олеся вызывает больше симпатий, чем благополучный и, как кажется, правильный Иван Тимофеевич.

Композиционные особенности повести

Рассказ ведётся от первого лица, что придаёт большую степень интимности, достоверности.

Куприн использует излюбленный приём русских писателей – контраст, антитезу: скучная жизнь Ивана Тимофеевича и внезапно вспыхнувшее ярким светом чувство; ширь и простор природы (среда обитания Олеси) – и «маленькие конуры», дома-клетки (среда героя).

Ещё один характерный художественный приём – передача внутреннего состояния человека в его связи с состоянием природы: в начале повести – ветер, метель, беспокойство соответствуют скуке и тревоге героя; затем, после первой встречи с Олесей, - яркая и свежая весна; в конце – гроза с лучом солнца, то есть страх, печаль и надежда одновременно.

Интересно также, что реально развернувшаяся история взаимоотношений героя и героини практически полностью подтверждает те предсказания, которые талантливая и суеверная Олеся сделала в сцене гадания.

Ещё один интересный приём Куприна – наличие в повествовании своего рода ключевых фраз, определяющих идейную сущность рассказанного. К таким ключевым фразам можно отнести, например, следующие:

Анализ рассказа «Гранатовый браслет» (1911)

Это классический любовный рассказ, навеянный духом прежней литературы – дневника Печорина, пушкинскими «Повестями Белкина», тургеневскими повестями о любви, рассказами Чехова, а также особенностями новой литературной эпохи начала ХХ века.

Первая глава погружает нас в описание необычно тревожной для черноморского курортного городка погоды, которая затем вдруг переменилась к лучшему, оставив на даче главную героиню – княгиню Веру Николаевну Шеину. Здесь сразу начинает звучать одна из излюбленных в литературе этого времени тема – тема ухода русского дворянства, жизнь которого стала скучной и бесцельной, а высокая культура, уходя вместе с дворянами, оставляла лишь внешние приметы: звание, элитарность, высокомерие.

Вольно или невольно в конце 1 главы упомянуто щебетание птиц на телеграфных проводах – ведь именно бедным телеграфистом будет несчастный Желтков, который нарушит покой размеренной и отлаженной будничной жизни клана Шеиных. В описании этой жизни во второй главе мы узнаём, что «прежняя страстная любовь давно уже перешла (у Веры) в чувство прочной, верной, истинной дружбы», а также то, что Вера ведёт размеренную, спокойную жизнь, со всеми «строго проста, холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

Это исходное состояние героини в рассказе, несмотря на то, что история влюблённости Желткова, как мы также узнаём, длится уже 7 лет. Суть рассказа – в стремительной эволюции героини, во взрыве размеренного и привычного спокойствия, происшедшем в дни Вериных именин.

Интересна символика предметов во время этой эволюции. Вот в третьей главе сестра дарит Вере символ благополучной старины – молитвенник с золотой цепочкой, переделанный в записную книжку. Затем Вера получит присланный Желтковым гранатовый браслет, камешки которого напомнят Вере капельки крови. «Серебряный» век привнёс элементы символики и в классическую купринскую прозу: красная шапка посыльного, принесшего подарок, футляр красного плюша и сами гранаты соединяют темы любви и смерти.

Изменения в Вере начинаются с «неожиданной тревоги», с того, что, несмотря на неудовольствие, она дочитала письмо Желткова до конца; наконец, с реакции на письмо, нежелании смеяться над несчастным, как это неизменно повторялось прежде.

Следующий этап – в 6 главе, во время традиционного насмешливого рассказа Василия Львовича о любви телеграфиста к Вере. Она вначале пытается предотвратить рассказ, а в конце не отреагировала, как это бывало прежде, а искусно перевела тему разговора.

Центр композиции рассказа – вставные новеллы старого и любимого Верой генерала Аносова о сильной, как смерть, любви. Эти несколько историй взволновали героиню, что тонко показано автором в деталях, привели её к мысли об аналогии этих историй с тем, что совершается в её жизни. Не случайно она в ответ рассказывает Аносову свою историю, а он говорит ей: «Может быть, твой жизненный путь… пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Следующий этап – 9 глава. Когда Николай Николаевич и Василий Львович собираются к Желткову, Вера произносит нерешительно: «Мне почему-то стало жалко этого несчастного».

В 10 главе, в сцене посещения Желткова, мы видим, как слабый и робкий поначалу Желтков при угрозе обратиться к власти вдруг мгновенно переменился, стал даже внешне сильным и дал отпор высокомерному хамству Николая Николаевича, опираясь на порядочность Василия Львовича. В конце главы Вера, отвернувшись от мужа, пророчески говорит: «Я знаю, что этот человек убьёт себя». Возможно, дар предчувствия подарил ей тот самый зелёный гранат в центре браслета, о котором писал ей Желтков.

В 11 главе Вера узнаёт о самоубийстве Желткова. Автор отмечает сильное беспокойство героини, а затем пишет, что прощальное письмо Желткова она развернула «с нежностью, которой в себе не ожидала».

После письма вопрос, сумасшествие или любовь, уже не стоит. Потрясённая героиня идёт впервые увидеть, пусть мёртвым, человека, который любил её так, как любили герои рассказов Аносова.

Блаженное и умиротворённое лицо покойного ассоциируется в сознании Веры с масками великих страдальцев – Пушкина и Наполеона. Эти ассоциации вместе со звучащей в конце «Аппассионатой» Бетховена возвышают любовь героя. Героиня поняла, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё», но она стала всё-таки свидетелем и объектом «вечной исключительной любви».

Раздвоенность сознания Веры во время исполнения сонаты, когда её мысли словно сливаются с чувствами Желткова и 5 раз повторяется лейтмотив «Да святится имя твое», слёзы героини и финальная фраза: «Он меня простил теперь. Всё хорошо», - всё это говорит о счастье открытия героиней непостижимых прежде тайн любви, разрушающей привычно повторяющуюся повседневную пошлость.

И.А. Бунин. Рассказы

Личность и художественный мир

Считал себя в первую очередь поэтом, но наибольших высот достиг в прозе. В то же время язык его прозы удивительно поэтичен, ёмок.

Родился в 1870 году в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. Образ жизни – скорее разночинный, чем помещичий. Образования не получил – 4 класса гимназии, но по всем признакам был интеллигентом, высоко образованным человеком, т.к. прошёл прекрасную школу самообразования.

Занимался живописью. В 17 лет опубликовал первое своё стихотворение, в 24 года – 1-й рассказ в журнале «Русское богатство». В 1897 году вышел первый сборник рассказов. В 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией, а в 1909 году выбирает его своим почётным членом. В это время сблизился с М.Горьким и А.Чеховым, ему оказывал внимание Л.Толстой. Все отмечали свой, особый творческий почерк.

Стиль Бунина – демонстративный отказ от экспериментов той поры. Бунин не принял революцию 1905 года, но написал в дневнике: «Какой-то жуткий восторг, чувство великого события».

В 1909-1910 годах пишет повесть «Деревня», где несколько идеализировал духовные поиски русского крестьянства. В 1917 году не принял революцию и вскоре написал книгу злых, сатирических очерков «Окаянные дни». Навсегда покинул Россию в 1920 году. Стал первым из пяти русских писателей – обладателей Нобелевской премии.

После 2-й мировой войны очень хотел вернуться в Россию, но возмущался возобновлением сталинских репрессий и боялся, что уже не нужен родине. Умер в Париже в 1953 году, похоронен на русском кладбище Сен-женевье Дебуа под Парижем.

Любимое слово Бунина-прозаика – свежесть, чаще – осенняя свежесть, время полного созревания, физического здоровья. Плодоносящая, здоровая жизнь как высшее земное благо – вот эстетическая и философская программа Бунина.

Не слишком разбираясь в социальных вопросах, он страстно обращался к «вечным» темам, главные из которых – любовь и смерть. Бунин находит таинственную связь между ними: нередко в его рассказах смерть настигает героя как обязательная расплата за счастье, даже кратковременное. Это трагическая философия, но в самих рассказах Бунин-художник часто не подчиняется Бунину-философу, перерастает его. Он воспевает естественное, невыдуманное чувство любви, в которой есть что-то общее с гармоничной природой. Эту любовь герои иногда осознают лишь с годами, с безнадежным опозданием.

Рассказ «Чаша жизни». 1913 год

«Чаша жизни» - образное название. Очевидно, это содержимое жизни, её заполнение. У каждого из главных героев рассказа чаша жизни заполнена своим, неповторимым содержанием.

У Александры Васильевны она заполнена вечным ожиданием любви и горечью от своей нравственной ошибки в молодости: ей «порою казалось, что была в её жизни большая любовь,… что судьба обошла её и заставила быть покорной другому, нелюбимому» - Селихову, а не отцу Киру, в которого как будто бы была влюблена героиня.

У отца Кира чаша жизни заполнена горькими страданиями вперемежку с алкоголем, а ещё вечным соперничеством с Селиховым.

В свою очередь чаша жизни Селихова заполнена озлобленностью от отсутствия дара любить и тоже вечным соперничеством.

Но самое страшное заполнение чаши жизни – у Горизонтова, озабоченного лишь продлением своего физиологического существования: «Крепко и заботливо держу в своих руках драгоценную чашу жизни».

Художественная позиция Бунина довольно-таки ясна. Горизонтов существует лишь биологически и, вероятно, будет существовать дольше всех, но при этом останется лишь сторонним наблюдателем подлинной жизни, наполненной живыми безоглядными чувствами, радостями и страданиями. В конце рассказа, незадолго до своей смерти, Александра Васильевна получает от местного юродивого Яши подарок: связанные воедино четыре щепочки и звание – «Афродита розоперстая». Не испытав любви и не родив детей, она всё же названа богиней любви, и значит её чаша жизни наиболее интересна автору.

Другие рассказы И.Бунина

Герой рассказа «Грамматика любви»Ивлев, пытаясь разгадать таинственную силу любви помещика Хвощинского к своей горничной Лушке, после смерти этого помещика посещает его дом. И там находит разгадку – знаменитую книгу «Грамматика любви, или искусство любить и быть любимым». В этой книге Ивлев нашёл пометки Хвощинского, который после смерти своей юной возлюбленной 20 лет провёл в полном одиночестве и страданиях. Вот одна из мыслей, гревших сердце таинственного однолюба: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчёт сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…»

Этот рассказ – своего рода программный в творчестве Бунина-рассказчика. Все его любовные рассказы – это и есть «грамматика любви» с описанием возможных вариантов, правил и исключений. Но правила и исключения для автора, пожалуй, вторичны. У Бунина не найти регламентаций или выводов. Его «грамматика» рассчитана на обострённые читательские чувства, а порою даже на подсознательные ощущения.

Любимым героям Бунина свойственно «лёгкое дыхание». В этом понятии нет ничего от пустоты и легкомыслия (это не хлестаковская «лёгкость в мыслях необыкновенная»). Лёгкое дыхание героев Бунина – это свобода, раскованность, праздничность чувства, которое выше обыденности, вызывает восторг или зависть. Оно, это лёгкое дыхание, не плохое и не хорошее, оно – редкий и бесценный дар, и за него возможна расплата, как и случилось в истории Оли Мещерской, героини рассказа «Лёгкое дыхание».

Один из героев рассказа «Ида» произносит удивительную, кажущуюся парадоксальной фразу: «Не бывает несчастливой любви». Но ведь на первый взгляд кажется, что все герои интимных историй Бунина как раз несчастны. Погибает при столкновении с обыденностью Оля Мещерская; кончает жизнь самоубийством Митя, герой рассказа«Митина любовь»; уходит в монастырь героиня рассказа«Чистый понедельник»; ждёт своей смерти, ожидая встречи с любимой на том свете, героиня рассказа«Холодная осень». По-своему несчастны Стрешнёв и Вера из«Последнего свидания», поручик из«Солнечного удара», композитор из рассказа «Ида», Николай Алексеевич и Надежда из«Тёмных аллей», герои рассказов«Руся», «Визитные карточки», «В Париже», «Натали».

При этом здравствует без тени уныния Горизонтов из «Чаши жизни», отгородившийся от переживаний и занятый продлением своего биологического существования; вполне доволен собой отец героя рассказа «Ворон», лишивший счастья сразу двух людей; находит себя в водовороте городской жизни Катя, для которой Митина любовь осталась всего лишь юношеской забавой; удовлетворён выгодной продажей столь дорогой для умершего отца книги сын Хвощинского. Таких персонажей тоже немало в рассказах Бунина. Но при этом ни в одном из этих рассказов подобные герои не становятся главными, а главные – всё те же «несчастные».

Дело здесь в том, что кажущийся парадокс мысли «не бывает несчастливой любви» не являлся парадоксом для Бунина. Подлинные герои его рассказов всегда любят, а для ощущения счастья любящему человеку, по Бунину, вовсе не обязательно быть любимым в ответ. Писатель воспел самоценностьлюбовного чувства, которое неподвластно ни малейшему расчёту, даже такому ничтожному, как размышление на тему, любят ли тебя в ответ.

Вот совсем коротенький и странный рассказ «Качели», вошедший в финал знаменитого цикла «Тёмные аллеи». Порыв юной любви, предложение руки в этом порыве, и – удивительный ответ возлюбленной: «Нет, нет, только не это… Пусть будет только то, что есть… Лучше уж не будет». Для героини этот миг любви – высшее благо. Именно поэтому так бесследно исчезают после счастливого мига любви героини «Солнечного удара», «Визитных карточек», «Чистого понедельника», «Позднего часа», навсегда оставляя избранников в пьянящей эйфории воспоминаний о том единственном, что произошло в их жизни. Эти любовные мгновения, тот самый «солнечный удар», - высшая точка их счастья, способная напитать оставшиеся дни, в которых, действительно, ничего «лучше уж не будет».