Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
Стихотворения Фета часто представляют собой лирические миниатюры с максимально сжатым действием и высочайшим художественным совершенством. Они имеют эффект замедленного действия: после первого прочтения всё кажется простым и понятным, но человеческая глубина и философская высота обнаруживаются лишь после напряжённой работы души и ума.
С интервалом в 31 год Фет написал два безглагольных поэтических шедевра. В более позднем из них, стихотворении «Это утро…», помимо того, что в нём нет глаголов, есть и ещё две поразительно смелые новации в области поэтического синтаксиса. Во-первых, стихотворение из восемнадцати строк представляет собой одно предложение с бесчисленным количеством однородных подлежащих. А во-вторых, двадцать четыре раза употреблены указательные местоимения в разных формах: «это», «Эти», «этот», «эта». Все восемнадцать строк начинаются с этих местоимений и соответственно со звука «э». Нетрудно предположить, что такая конструкция должна быть навязчивой и создавать ощущение однообразия и монотонности. Но этого не происходит. Почему?
Во-первых, монотонность снимается как раз чередованием форм местоимений. Например, в первой строфе схема такая:
Это…, … эта,
Эта… … …,
Этот… …,
Этот… … …,
Эти…, эти…,
Этот… … …, ….
Различные варианты перечисления применены и в двух других строфах.
Во-вторых, однообразие конструкций преодолевается разнообразием и чрезвычайной ёмкостью и выразительностью лексики стихотворения. Кроме связующих предлогов и многочисленных соединительных союзов «и», автор употребляет 36 (!) существительных и всего два прилагательных-эпитета – «синий» и «ночной». Некоторые из этих существительных, управляясь другими существительными, в дополнение к прилагательным, выступают в роли эпитетов: «мощь и дня и света», «говор вод», «зори без затменья», «вздох… селенья», «жар постели». Некоторые из этих сочетаний имеют и метафорические признаки (например, «жар постели» или «говор вод»). Все эти приёмы разнообразят поэтический язык и устраняют монотонность.
Ещё одна интересная деталь: совершенно особо звучание стихотворения. Явное преобладание звонких согласных и звуков «з», «с» словно приближает музыку стиха к звучанию последнего и главного в стихотворении слова – «весна». Именно этому слову автор придаёт самый широкий смысл, а всё перечисленное до этого – лишь частные составляющие чудесного, всегда юного и праздничного понятия, названного этим светлым словом.
Интересно и то, что ровное и ритмичное чередование четырёхстопного и укороченного через каждые две строки трёхстопного хорея в сочетании с неостановимостью перечисления весенних явлений и признаков имитирует столь же неостановимый бег журчащего весеннего ручейка. Это лишает нарисованную картину статичности и придаёт ей жизненную силу и движение.
Как Фету удаётся компенсировать отсутствие глаголов, при этом рисуя картину, полную действия? Дело в том, что среди перечисленных в стихотворении существительных много таких, которые обозначают процесс движения, действия. В скрытой форме полны движения такие, например, существительные, как «утро», «радость», «мощь», «свет», «капли», «стаи». Ещё более явно динамика передаётся словами «крик», «говор», «зык», «свист», «вздох», «дробь», «трели».
Так создаётся картина наступающей весны жизни, где человеческие чувства и отношения (радость, слёзы, вздох ночной, ночь без сна, жар постели) перекликаются с пробуждением природных явлений (утро, синий свод, крик и вереницы, говор вод, ивы и берёзы, мошки, пчёлы, зори без затменья, дробь и трели). Это переплетение состояния природы и настроения человека – одна из особенностей лирики Афанасия Фета.
Итак, в этом стихотворении поэту удалось изобразить возрождение молодых надежд совершенно дерзким и неожиданным способом, нарушая определённые каноны стихосложения и создавая при этом неповторимый поэтический шедевр.
- Литература в условиях егэ. Учебные конспекты для старшеклассников и учителей литературы
- 10 Класс
- Литература как служение
- Обострение общественной жизни и литературно-критических позиций
- Революционеры-демократы
- Либералы-реформаторы
- Западники
- Славянофилы
- Почвенники
- Демократическое и «чистое» искусство
- Два взгляда на обновление России
- Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества.
- Штрихи биографии и творческого пути
- Роман «Обломов».
- Обломовщина
- «Оживания» и возвращения Обломова
- «Чистота» Обломова
- Обломов и Ольга
- Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы)
- Анализ эпизода спора Обломова и Штольца об идеале. Вспомогательные вопросы к анализу данного эпизода:
- Анализ эпизода (2 часть, 4 глава)
- Оценки главного героя и романа в целом в критике
- Терминология и понятийный аппарат
- Александр Николаевич Островский. «Гроза» Хроника жизни и творчества.
- Личность и художественный мир
- Особенности поэтики а.Н.Островского-драматурга:
- «Гроза»
- Символика названия
- Афиша. Экспозиция
- Конфликты, движущие действие
- Завязка действия
- Развитие конфликта
- Катерина и Варвара
- Сцена прощания с Тихоном
- Сцена с ключом от калитки
- Рекомендация. Речевая характеристика персонажа.
- Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.
- Окончание пьесы. Развязка.
- Сцена прощания с Борисом.
- Русские критики-современники а.Островского о главной героине «Грозы»
- Терминология и понятийный аппарат
- Хроника жизни и творчества.
- Личность. Мировоззрение. Творчество.
- Статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859)
- Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова
- Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову
- История Павла Петровича Кирсанова
- Исходное отношение Павла Петровича к Базарову
- Базаров и его нигилизм
- «Поединки» Павла Петровича и Базарова.
- Анализ эпизода преддуэльного объяснения Базарова и Павла Петровича (глава ххiv)
- Базаров и Одинцова.
- Базаров и Аркадий.
- Болезнь и смерть Базарова.
- Эпилог романа.
- Роман «Отцы и дети» в русской критике.
- Терминологический и понятийный аппарат
- Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» Хроника жизни и творчества.
- Личность н.А.Некрасова. «Последние песни».
- Ранняя лирика Некрасова. Особенности поэтики.
- Муза поэта.
- Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.
- «Поэт и гражданин»
- Рекомендация к анализу лирического стихотворения.
- Анализ стихотворения «Утро»
- Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
- Основные группы персонажей
- Замысел и композиция поэмы
- Идея поэмы
- Терминология и понятийный аппарат
- Фёдор Иванович Тютчев. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтического творчества ф.И.Тютчева.
- Основные мотивы лирики Тютчева.
- Стихотворения ф.И.Тютчева. Аналитические наблюдения. «Фонтан».
- «Я помню время золотое…»
- «Два голоса»
- Стихи о России.
- Поэтическая философия.
- Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика. Хроника жизни и творчества.
- Особенности поэтики а.А.Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Это утро, радость эта…»
- Лаконизм лирики Фета.
- Анализ стихотворения а.А.Фета «Заря прощается с землёю…»
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». Хроника жизни и творчества.
- Терминология и понятийный аппарат
- Сатирический роман «История одного города»
- В чём загадка ф.М.Достоевского?
- Герои Достоевского
- Петербург Достоевского
- «Бедные люди». Нравственный итог романа
- «Преступление и наказание». Путь Раскольникова к преступлению
- Теория и «бунт» Раскольникова
- Примерный план портретной характеристики героя
- Портретная характеристика Мармеладова
- Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». «Война и мир»
- Изображение войны в «Севастопольских рассказах»
- «Война и мир». Особенности романа-эпопеи.
- Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материале
- Наташа Ростова в романе
- Платон Каратаев
- Сатирическое изображение великосветского общества
- Кутузов и Наполеон в романе
- А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» Хроника жизни и творчества
- 1888. Повесть «Степь».
- Признаки воспитанных людей (из письма брату Николаю)
- Поездка на остров Сахалин
- Некоторые черты эстетики Чехова
- Рассказы о серой, будничной жизни
- «Человек в футляре»
- «Ионыч»
- «Вишнёвый сад»
- 11 Класс Литературная обстановка начала хх века
- А.И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет» Личность и художественный мир
- М.Горький. Рассказы. «На дне» Хроника жизни и творчества
- Чеховская традиция в пьесе «На дне»
- Анализ 1 акта пьесы м.Горького «На дне»
- Лука и Сатин
- А.А.Блок. Лирика. «Двенадцать»
- 3 Тома лирики а.Блока. Эволюция лирического героя.
- Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»
- Анализ стихотворения «Коршун»
- Поэма «Двенадцать» (1918)
- С.А.Есенин. Лирика Сквозные сюжеты в лирике с.А.Есенина
- 7. Прощание с молодостью, способностью любить.
- 8. Примирение с жизнью, людьми. Предчувствие ухода. Итоги.
- Мотив родины в лирике с.А.Есенина
- Классическое школьное сочинение по лирике с.А.Есенина
- В.В.Маяковский. Лирика Стихотворение «Война объявлена»
- Вопросы к анализу стихотворений в.В.Маяковского
- Анализ стихотворения в.В.Маяковского «Война объявлена»
- Тема гражданской войны в литературе 20-х – начала 30-х годов.
- А.А.Фадеев. «Разгром». Основные проблемы, опорные эпизоды, герои
- И.Э.Бабель (1894 – 1940). «Конармия»
- А.П.Платонов. «Котлован» (1929-1930 гг).
- Е.И.Замятин. «Мы» (1920 год)
- М.А.Шолохов. Рассказы. «Тихий Дон» Художественный мир
- «Тихий Дон» (1925 – 1940 годы).
- Парадоксы «Тихого Дона».
- Григорий Мелехов. Этапы жизненного пути.
- Женские образы в романе.
- М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».
- Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).
- Основные направления развития русской прозы 2-й половины хх века.
- 1. Тема человека на войне.
- 2. Антитоталитарная и «лагерная» проза.
- 3. «Деревенская» проза.
- 4. «Возвращённая» литература третьей волны эмиграции.
- 5 .Проза и драматургия о современной «городской» жизни
- 6.Новейшая литература постмодернизма конца хх – начала XXI века.
- 7.Русская проза нерусских авторов.
- В.М.Шукшин (1929 – 1974 г.) Личность и художественный мир
- А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
- Русская поэзия хх века: поколения, направления, имена.
- План представления поэта.
- Борис Леонидович Пастернак (род. 1890 в Москве, умер 1960 в Переделкине). Личность и художественный мир
- Зимняя ночь
- Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
- А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Лирика
- Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)
- Е.А.Евтушенко (род. 1933 г.) Личность и художественный мир
- А.А.Вознесенский ( 1933 – 2010 г.) Художественный мир
- Пушкинские традиции в поэзии в.С.Высоцкого Традиция в поэзии
- Творец и толпа. Стихотворение «Памятник»
- Эхо пушкинского «Эха»
- Чёрный человек
- Художник и власть
- Комическое и трагическое
- Поэтические итоги
- Содержание
- 10 Класс
- 11 Класс